Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Алтайские производители ликероводочной продукции всерьез обеспокоены ситуацией, складывающейся на рынке алкоголя в крае. Если пару лет назад полки наших магазинов только на 10% были заполнены водочной продукцией из других регионов, то сегодня этот показатель достиг 30%. По словам генерального директора ОАО «Корпорация «Алтайспиртпром», депутата краевого Совета Владимира Вагнера, если не принять экстренных мер, то уже к концу года доля местных производителей на рынке ликероводочной продукции края может снизиться до 60%.
В качестве одной из таких мер предполагается создать объединение всех участников алкогольного рынка края, в рамках которого можно было бы разрешить сложившиеся проблемы с учетом интересов производителей и продавцов. По словам Владимира Вагнера, краевые власти и органы, осуществляющие контроль за оборотом алкоголя, понимают и разделяют обеспокоенность алтайских производителей складывающейся на внутрикраевом рынке ситуацией. Решение о создании краевой ассоциации участников рынка алкогольной продукции (окончательное название ее пока обсуждается) стало одним из итогов многочисленных совместных совещаний. Все понимают, что усугубление сложившегося положения приведет к существенному ухудшению финансово-экономического состояния большинства местных производителей спиртного и, как следствие, сложившейся в крае системы оптовой торговли алкогольной продукции.
Широкомасштабная интервенция водочных брендов из других регионов (в основном – Подмосковья, Омской области) отмечается в первую очередь в наиболее массовом секторе напитков из нижней ценовой категории. И связано это не с конкурентными преимуществами по качеству продукции. Как подчеркнул Вагнер, речь следует вести не о честной конкуренции, а об использовании неких схем, посредством которых некоторые производители имеют возможность формировать более низкую цену на свою продукцию. - Нам говорят, что снижение цены происходит за счет использования более дешевого сырья (кукурузы) и применения высокотехнологичного безотходного производства. Этому нельзя не верить, и я, как экономист, утверждаю, что снижение издержек за счет этих ресурсов возможно только до определенного уровня. С другой стороны, специалисты Роспотребнадзора регулярно проверяли завозимую в Алтайский край водку, и вся она соответствовала ГОСТу. Мало того, эта водка прошла через систему ЕГАИС. Но все мы знаем, насколько сегодня несовершенны законы в России, поэтому оптовая цена абсолютно легальной (по документам) водки может составлять 50 и даже 48 рублей, - резюмировал руководитель корпорации «Алтайспиртпром» . Что же касается качества ликероводочной продукции алтайского производства, то об этом свидетельствует тот факт, что с 1999 по 2003 год край входил в первую тройку по стране по объемам экспорта водки. Вряд ли снизилось качество нашей продукции и в последние годы. Хотя бы потому, что с появлением в 2006 году корпорации «Алтайспиртпром» активно шло техническое перевооружение базовых предприятий отрасли, предпринимались эффективные шаги по повышению конкурентоспособности их продукции. Примечательно, что среди учредителей корпорации выступила и администрация Алтайского края. Таким образом, «Алтайспиртпром» по сути является уполномоченным органом краевой администрации по поддержанию на рынке алкоголя честных и равных условий для конкуренции на внутрикраевом рынке алкоголя. Причем речь не шла о создании каких-то тепличных, наиболее комфортных условий для местных производителей. Оно и понятно: при одинаковой цене потребитель голосует рублем за более высокое качество. Между тем, после принятия печально знаменитого 102-го федерального закона возможности субъектов федерации в регулировании сферы оборота алкогольной продукции были существенно ограничены. Мотивировалось это необходимостью свободной конкуренции на рынке, снятия барьеров для товарообмена между регионами, а так же подготовкой ко вступлению в ВТО. Контролировать весь алкогольный рынок страны была призвана ЕГАИС. В итоге край наводнила подозрительно дешевая продукция из Новосибирской, Омской области, Санкт-Петербурга и Подмосковья. Она- то и вытесняет качественную алтайскую водку. Если все оставить «как есть», то через пару лет, по прогнозам специалистов, в крае останется только один производитель ликероводочной продукции. Идея добровольного объединения участников краевого рынка алкогольной продукции в некую ассоциацию, как уже было сказано, поддержана и властью и бизнесом. Проблема в том, что не все участники этого рынка готовы участвовать в подобной системе. Речь, прежде всего о торговых сетях, хозяева которых (за редким исключением) не имеют никакого отношения к Алтайскому краю. А без договоренности с этими участниками рынка – выстрел, по меткому выражению Вагнера, может оказаться холостым. Впрочем, надежда не только на добровольное объединение участников алкогольного рынка края. Целый ряд корректив в действующее законодательство (включая те, которые предполагают отменить ЕГАИС и передать часть функций контроля на уровень субъектов федерации) уже рассматривались в Госдуме РФ. Как известно, от 102-го закона пострадали многие, да и сама ЕГАИС, призванная бороться с нелегальным оборотом спиртного, по-прежнему не работает (все данные в нее вносятся вручную, а окончательный переход на автоматику перенесен аж на 1 июля 2008 года!). Многие сомневаются, что эта федеральная система вообще когда-нибудь заработает как надо и даст ожидаемый эффект. Именно поэтому среди инициаторов внесения изменений в действующее алкогольное законодательство, помимо Алтайского края, еще 15 субъектов федерации, среди которых и Москва, и Краснодарский край, и Ставрополье. В ближайшем будущем Госдума рассмотрит эти поправки повторно, а участники рынка алкоголя надеются, что предвыборная гонка не помешает думцам принять правильное решение. |