18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Об этом шла речь 27 марта на итоговом совещании, посвященном результатам работы строительных предприятий региона, реализации региональной строительной политики в прошлом году и перспективам развития отрасли в 2012 году. 

Вот полный текст выступления начальника Управления по строительству и архитектуре Алтайского края Александра Мишустина, в котором дается исчерпывающая оценка работы строительным предприятиям и анализ существующих в отрасли проблем.


 

О мерах, принимаемых
управлением Алтайского края по строительству и архитектуре
по сохранению и наращиванию объемов работ
на строительном рынке Алтайского края в 2011-2012 годах

 


Уважаемые  коллеги! 

Сегодня мы собрались на традиционное расширенное совещание, чтобы подвести итоги работы строительного комплекса нашего края за прошедший 2011 год, определить проблемы, которые предстоит решать в текущем 2012 году, наметить основные направления дальнейшей деятельности. 

Строительный комплекс Алтайского края объединяет в себе две тысячи шестьсот строительных предприятий и организаций, 314 предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии, более 200 проектных и изыскательских организаций. 

При этом только 36 строительных предприятий (или 1,4 %) и 12 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии (4 %) имеют численность работающих более 100 человек. 

Doc22.ru инфографика  

Очевидно, что результаты работы строительного комплекса края во многом зависят от скоординированных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий, осуществляющих градостроительную деятельность в сфере строительства, территориального планирования, проектирования, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, ценообразования в строительстве, государственного строительного надзора.


 

1. Итоги нашей работы в 2011 году в сфере территориального планирования.

 

Учитывая, что разработка градостроительной документации является одной из приоритетных задач органов государственной власти и местного самоуправления, считаю необходимым подробнее остановиться на этой задаче.

Управлением Алтайского края по строительству и архитектуре ведется мониторинг процесса подготовки градостроительной документации краевого и муниципального уровней, а по документации краевого уровня Управление выступает государственным заказчиком. 

В 2011 году в соответствии с краевой адресной инвестиционной программой были разработаны: 

- проект планировки и проект межевания территории и проектно-сметная документация на инженерную инфраструктуру культурно-национального комплекса «Национальная деревня в г. Барнауле»;

- проект планировки и проект межевания территорий для размещения  объектов краевого значения в сфере здравоохранения (медицинский кластер) и объектов рекреации. 

Разработка этих документов позволит создать условия для дальнейшего развития социальной инфраструктуры и формирования комплекса объектов здравоохранения в городе Барнауле.  

В 2011 году управлением организована работа по реализации мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой «Создание Единого информационного банка данных субъектов градостроительной деятельности в Алтайском крае» на 2011-2013 годы. 

Создание такой системы позволит потенциальным инвесторам получить полную информацию о разработанных и утвержденных на территории края документах территориального планирования краевого и муниципального уровней, а также перспективах развития территорий муниципальных образований, их потенциальных возможностях. 

В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений должны до 31 декабря 2012 года разработать и утвердить документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, т.е. сформировать нормативную правовую базу в области градостроительной деятельности. Отсутствие этих документов фактически приведет к прекращению строительной и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования. 

В 2011 году фактически завершена разработка схем территориального планирования муниципальных районов. Из них утверждено – 49 и в стадии согласования и утверждения 10. 

Разработаны 11 (100%) генеральных планов городских округов, из них утверждены – 9, в стадии утверждения – 1 (г. Белокуриха) и в стадии согласования  - 1 (ЗАТО Сибирский). 

Если в городских округах и муниципальных районах края процесс подготовки и утверждения документов территориального планирования почти завершён, то в сельских и городских поселениях такая работа ведется медленными темпами.  

Разработаны и разрабатываются генеральные планы 138 поселений или 36% от поселений края, в которых запланирована разработка генеральных планов. Из них утверждены только 19 генеральных планов поселений.

Разработка документов территориального планирования взята под контроль Правительством Российской Федерации. Согласно протоколу № 1 от 19 сентября 2011 года заседания Правительственной комиссии по территориальному планированию все субъекты Российской Федерации обязаны утвердить графики подготовки и утверждения документов территориального планирования в 2012. Такой сетевой график на 2012 год был утвержден и в Алтайском крае. 

Однако, несмотря на принятые органами местного самоуправления решения о необходимости подготовки документов территориального планирования, администрациями районов не принимаются меры по ускорению процесса разработки генеральных планов поселений. В 2012 году предусмотрели финансирование на разработку градостроительной документации лишь 18% поселений. На эти цели в местных бюджетах предусмотрено выделить 9789 тыс. рублей, что составляет 4,6% от необходимого объема средств, что свидетельствует о формальном подходе к исполнению взятых обязательств. 

Сохраняется проблема погашения местными администрациями задолженности по уже исполненным контрактам на разработку документов территориального планирования, которая на сегодняшний день составляет более 30 млн. рублей. Нарушаются календарные сроки их разработки, начаты судебные процессы по вопросу погашения задолженности.

Имеются случаи, когда разработанные и прошедшие все согласования документы территориального планирования более года не утверждаются на местном уровне. 

Сводное заключение администрации края по проекту генерального плана городского округа - г. Белокурихи  было направлено в администрацию города в июле 2010 года. Однако до настоящего времени он так и не утвержден представительным органом. Подобная ситуация сложилась и в Советском районе, где схема территориального планирования района также не утверждается на протяжении полутора лет. 

Необходимо отметить, что  наличие утвержденных документов территориального планирования в муниципальных образованиях является определяющим условием для включения объектов капитального строительства в целевые программы. 

Для реализации полномочий органов местного самоуправления в сроки, установленные законодательством, управлением оказывается организационная и методическая помощь местным администрациям при подготовке технических заданий и конкурсной документации для проведения конкурсов на разработку документов территориального планирования. 

Для урегулирования вопросов, возникающих при согласовании документов территориального планирования, проводятся совещания с разработчиками таких документов, представителями органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Алтайского края. 

В 2011 году на краевом Градостроительном совете – рассмотрено 23 проектов документов территориального планирования. Следует отметить, что, несмотря на некоторое улучшение качества подготовки проектов документов территориального планирования, по прежнему при согласовании проектов с краевыми структурами имеется много замечаний по представленным материалам. 

Одной из причин этого является невыполнение договорных обязательств по финансированию со стороны муниципальных заказчиков. Вследствие этого работы вместо 6-9 месяцев, длятся по нескольку лет. В результате исходные данные утрачивают актуальность, а проекты требуют существенной доработки. Зачастую некачественно выполненные проекты документов территориального планирования приходится направлять на согласование с краевыми структурами  от 3 до 5 раз. 

Органам местного самоуправления, как заказчикам проектов документов территориального планирования,  необходимо усилить контроль за качеством исполнения проектов в части общих требований по составу, содержанию и формированию графических материалов в соответствии с требованиями законодательства и технических заданий и своевременно финансировать работы. 

Следует отметить, что разработка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации находится на особом контроле Правительства Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Решение этих задач будет в 2012 году являться одним из основных критериев оценки деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 

Имеется немало претензий к качеству работы органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности. 

Управлением в 2011 году, в рамках контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, проведено 35 выездных проверок органов местного самоуправления, из них 3 внеплановых. Проверки проведены в 24-х муниципальных районах, 4-х поселениях, 7-и городских округах. В результате проверок выявлено более 1000 нарушений градостроительного законодательства в части несоответствия муниципальных правовых актов федеральному законодательству, при подготовке и утверждении градостроительной документации и выдаче исходно-разрешительной документации. 

Допускаются случаи невыполнения администрациями городов и районов края предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе при повторных проверках, в связи с чем, управление вынуждено направлять в органы прокуратуры информацию для принятия мер прокурорского реагирования (Петропавловский, Быстроистокский, Бийский, Суетский и Каменский районы).   

Нарушения процедур земельного и градостроительного законодательства допускаются в связи с проблемами по организации деятельности органов архитектуры, отсутствием обновленных топографических материалов, отсутствием мер по разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, отсутствием мероприятий по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). 

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов края осуществляют значительный объем полномочий в области градостроительной деятельности. В большинстве муниципальных образований возложенные на отделы (комитеты) функции не соответствуют количественному и кадровому составу специалистов. Кроме того, в некоторых районах края на указанные органы возложены функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения, газификации, связи, благоустройства. 

Одной из проблем, существенно влияющих на эффективность работы структурных подразделений муниципальных образований края, является  дефицит квалифицированных кадров в области архитектуры и градостроительства. 

В большинстве муниципальных образований главные архитекторы утратили свою роль по обеспечению рационального развития территорий, формированию архитектурного облика населенных пунктов, занимаются непрофильной работой. Штатная численность и структура органов архитектуры и градостроительства не отвечает тем задачам, которые на них возложены в соответствии с законодательством.  Это негативно отражается на качестве и эффективности выполнения полномочий в сфере градостроительной деятельности, развитии жилищного строительства и строительной отрасли. 

Для повышения эффективности управления в сфере архитектуры, градостроительства, строительства управлением подготовлены соответствующие рекомендации по структуре и штатной численности органов архитектуры и градостроительства, в том числе согласованные с комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации края и департаментом организации управления Администрации края. 

Информация  о реализации органами местного самоуправления городов и районов края полномочий в сфере градостроительной деятельности направлена в адрес всех муниципальных образований края.

Минрегионом России рекомендовано субъектам Российской Федерации организовать проведение курсов повышения квалификации для должностных лиц органов местного самоуправления, к обязанностям которых относится обеспечение подготовки и согласования проектов документов территориального планирования. 

В мае 2011 года на базе регионального центра повышения квалификации «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» специалисты органов архитектуры и градостроительства муниципалитетов края прошли обучение по программе «Опыт применения Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации: проблемы использования, разрешение спорных вопросов». 

Удостоверения государственного образца о краткосрочном повышении квалификации получили 35 специалистов органов местного самоуправления, к должностным обязанностям которых относятся вопросы архитектуры и градостроительства. 

Кроме того, в мае 2012 года планируется проведение в г. Барнауле и г. Бийске, на базе высших учебных заведений края, курсов повышения квалификации 40 муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых относится обеспечение подготовки и согласования проектов документов территориального планирования. 

Главам муниципальных  образований следует отнестись с пониманием к данным вопросам и направлять руководителей органов архитектуры и градостроительства на такие курсы повышения квалификации, а также на все обучающие семинары, которые проводит управление Алтайского края по строительству и архитектуре. 

Прошу учесть вышеуказанные замечания, с полной ответственностью относиться к нашим замечаниям и своевременно их исполнять, направить усилия на подготовку документов территориального планирования, грамотно готовить градостроительную и исходно-разрешительную документацию, своевременно направлять специалистов органов архитектуры на курсы повышения квалификации, семинары и другие формы обучения.


 

2. Итоги работы в сфере строительства.

В 2011 году собственными силами организаций по виду деятельности «строительство» выполнено 27,56 млрд. рублей.

Doc22.ru инфографика  

Падение индекса физического объема работ по виду экономической деятельности «строительство», наблюдавшееся в 2008 и 2009 годах, было преодолено в 2010 году. В 2011 году объем выполненных строителями работ вырос на 28 % от уровня 2010 года, превысив показатели докризисного периода.

На территории края в прошлом году введены в строй более 3 тысяч зданий, из них 2861 – жилого назначения. Общая площадь всех введенных в эксплуатацию зданий составила свыше 1 миллиона квадратных метров.

Администрация края, реализуя адресную инвестиционную программу, обеспечивает дополнительный импульс экономическому развитию нашего региона и строительного комплекса в том числе. 

На реализацию краевой адресной инвестиционной программы 2011 года за счет бюджетов всех уровней направлено 11,4 млрд. рублей инвестиционных ресурсов – в 2,7 раза больше, чем в предыдущем году. 

Кратко основные итоги этой работы по отраслям: 

Образование: в эксплуатацию введены объекты общей мощностью 471 ученическое место. Построены краевой педагогический лицей на 256 ученических мест в г. Барнауле и новый корпус Бийского лицея-интерната. Реконструированы и капитально отремонтированы 13 школ. 

Построены детские дошкольные учреждения на 275 мест, в числе которых:

детский сад на 80 мест в с. Веселоярск Рубцовского района;

детский сад на 135 мест в г. Барнауле в квартале 1064.

Doc22.ru инфографика  

Здравоохранение: построен жизненно важный для жителей края радиологический блок Алтайского краевого онкологического диспансера. 

Открылось отделение сосудистой патологии на 120 коек городской больницы № 2 в г. Рубцовске. 

Проведены реконструкция и капитальный ремонт 11 объектов здравоохранения. 

По региональной программе модернизации здравоохранения Алтайского края проводился ремонт 89 объектов, на которых в 2011 году в целом выполнено работ на 584,76 млн. рублей. На 61 объекте работы завершены.

Doc22.ru инфографика

При этом в большинстве случаев, документации на проведение работ не было вообще. Традиционный набор работ по ремонту: крыша, двери, окна, замена инженерных систем практически всегда требовал дополнительных видов работ, выявить которые на начальной стадии определения набора и стоимости было невозможно.

Государственным заказчиком отмечено высокое качество и организация работ ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой» (президент – Михаил Гаврилович Фокин) и ООО ПКФ «Отделстрой» ( директор - Пеледов Павел Сергеевич). Отремонтированный «Отделстроем» роддом горбольницы № 2 г. Бийска приближен к требованиям, предъявляемым к перинатальным центрам, где выхаживаются дети с экстремально малой массой тела. 

Но в целом в ходе реализации этой программы было много сложностей. 

Из-за большого количества объектов, необходимости привлечения множества субподрядных организаций генеральными подрядчиками не был обеспечен контроль качества выполняемых работ. Один из примеров – ООО «АУРА», выполнявшее работы по ремонту ФАПов в Ребрихинском и Мамонтовском районах. Так же «отличилось» ООО «Новострой», привлеченное к ремонту горбольницы № 5 в Барнауле. Работы велись медленно и с плохим качеством, пока генподрядчик не заменил субподрядную организацию. При этом время было упущено. 

Претензии к качеству выполнения работ и нарушению сроков строительства предъявлялись к:

- ООО «Блок» при капитальном ремонте Панкурушихинской ЦРБ;

- ООО «РемСтройАльп» при капитальном ремонте Тюменцевской ЦРБ;

- ООО «Бизнес-Строй». 

На ремонт Староалейской ЦРБ аукцион был проведен одновременно на проектирование и на подрядные работы. Победитель – ОАО «Алтайводпроект» затянул сроки подготовки проектной документации, работы велись без документации, материалы применялись дешевые и низкосортные. Отсутствовал и контроль со стороны муниципального заказчика. Вопросы организации работ и их качества пришлось рассматривать на уровне заместителей губернатора края. 

Государственному и муниципальным заказчикам необходимо тщательно проанализировать опыт реализации этой программы, вопросы подготовки проектной документации, выбора субподрядчиков и  обеспечения качества выполняемых работ. 

В 2012 году реализация программы продолжается, намечена и ведется реконструкция и капитальный ремонт 142 объекта. 

Физкультура и спорт. В рамках выполнения поставленной Президентом и Правительством Российской Федерации задачи оздоровления населения построено 9 спортивных сооружений. 

По ряду объектов спорта проводились единые аукционы на разработку проектной документации и генподряд, что не позволяло достоверно определить стоимость строительства на момент выбора подрядчика и требовало, как правило, увеличения объема финансирования в дальнейшем. Сроки возведения объектов неоднократно переносились. Это касается ООО «Строймастер» (Трепаков Александр Иванович), который выступил генподрядчиком по строительству спорткомплексов в Петропавловском, Романовском и Хабарском районах и ООО «Стройкомплектсервис» (Попов Алексей Анатольевич) – подрядчик по спорткомплексу в Поспелихинском районе.

 Doc22.ru инфографика

Реализованы меры по сохранению культурного наследия нашего края: реконструировано здание ДК БМК для размещения Алтайского государственного театра для детей и молодежи в г. Барнауле на 470 мест.  Построен Дворец культуры и искусств в с. Курья. Построен комплекс Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова в с.Полковниково Косихинского района.

В целом на реализации губернаторской программы «75*75» в рамках краевой инвестиционной программы в 2010-2011 годах освоено более 4,3 млрд. рублей, из них средства краевого бюджета составили более 3,2 млрд. рублей. 43 объекта завершены строительством, на 27 объектов оформлены документы на ввод в эксплуатацию.

Doc22.ru инфографика

Выполнение такого объема работ требует координации со стороны  Администрации края, государственных и муниципальных заказчиков. 

Управлением по строительству и архитектуре в рамках реализуемых полномочий:

1) в  целях контроля за качеством архитектурных и градостроительных решений, рационального использования ресурсов организовано рассмотрение предпроектной и проектной  документации;

2) для обеспечения эффективного использования бюджетных ресурсов формируется краевой банк проектов повторного применения;

3) ведется мониторинг хода работ по строительству объектов адресной инвестиционной программы, на основании которого ежемесячно формируется график финансирования объектов;

4) организовано проведение еженедельных оперативных планерок у заместителя главы администрации края Я.Н. Ишутина.

В прошедшем году проведено 37 заседаний и более 30 совещаний в управлении Алтайского края по строительству и архитектуре. Были рассмотрены и решены вопросы своевременного финансирования строительства, определены приоритеты и очередность возведения объектов, в том числе в рамках особо значимых комплексов здравоохранении – медицинских кластеров;

5) в сжатые сроки рассматриваются, согласовываются с заказчиками задания на проектирование объектов. 

На этом вопросе хочу остановиться подробнее. 

Сложилась практика, когда муниципальные и государственные заказчики формально передают обязанности по формированию задания на проектирование объекта заказчику-застройщику АКГУП «Алтайстройзаказчик», соответственно уже на начальном этапе реализации инвестиционного проекта утрачивают контроль устанавливаемых параметров, требований к архитектурному облику, используемым материалам, конструктивным решениям будущего объекта. Получает готовую документацию от института тоже «Алтайстройзаказчик», который без рассмотрения ее заказчиком передает на экспертизу, а затем на корректировку институту. Таким образом, заказчики исключены из процесса контроля за разработкой документации и исправлением допущенных нарушений, но исправно оплачивают и первое и второе за счет бюджетных средств, вместо того, чтобы предъявить штрафные санкции за допущенные ошибки проектировщикам.

Так, в с. Устьянка Бурлинского района запроектирована нерационально огромная по площади школа, что повлечет за собой и высокую стоимость строительства и, в дальнейшем, - неоправданно высокие затраты по ее эксплуатации. Считаю это недоработкой администрации района; 

При рассмотрении вопросов качества работ, уполномоченным органам были даны поручения по применению, согласно действующему законодательству, к соответствующим организациям санкций за невыполнение обязательств по заключенным государственным и муниципальным контрактам. Неоднократно указывалось директору АКГУП «Алтайстройзаказчик» В.П. Золотареву на необходимость системного контроля и организации претензионно-исковой работы в отношении подрядных организаций, не выполняющих условия договоров. Однако эта работа до сих пор не налажена. 

Учитывая, что в работе сегодняшнего совещания принимают участие руководители органов местного самоуправления городов и районов края, хочу обратить ваше внимание на необходимость своевременного исполнения обязанностей по софинансированию объектов. 

Строители исполняют заключенные контракты в условиях отсутствия авансовых платежей и вынуждены отвлекать собственные оборотные средства на подготовку и начало строительных работ. Неисполнение муниципальными заказчиками обязательств по своевременному финансированию значительно подрывает финансовое состояние подрядчиков. Так ООО «Технострой», выиграв аукцион, заключив и исполнив в 2011 году муниципальный контракт на поставку и монтаж дизель-электростанции на школе в с.Ключи Тюменцевского района, до сих пор не может получить расчет за выполненные работы. 

Уважаемые коллеги! Призываю вас работать в рамках правового поля, соблюдать не только собственные интересы, но и выданные вами обязательства. 

Важное место в системе обеспечения безопасности объектов капитального строительства занимает государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. 

Всего за 2011 год рассмотрено 383 вида проектной документации, подготовлено и выдано 361 заключение государственной экспертизы, из них по 7  объектам – отрицательные заключения. 

В результате проведения государственной экспертизы снижение сметной стоимости строительства в текущем уровне цен составило 1 млрд. 187 млн. рублей, увеличение - 258,3 млн. рублей.

Считаю необходимым отметить, что заметно улучшилось качество проектной документации по линейным объектам, включая автомобильные дороги, мостовые переходы, газопроводы, системы водоснабжения. Минимальное количество замечаний по всем разделам в 2011 году имели  проектные организации: ГУП «Алтайиндорпроект», ОАО «Барнаульский филиал «Гипродорнии», ОАО «Сибгипросельхозмаш», ОАО «Дискус», ООО «Полюс», ООО «Гидропроект-Алтай», ЗАО ПИИ «Алтайводпроект».

Более качественно и профессионально выполняется проектная документация по объектам капитального строительства проектными организациями ОАО «Алтайгражданпроект», АКГУП ПИ «Алтайкоммунпроект»,  ООО  «Барнаулгражданпроект».

Некачественную проектную документацию предоставляют проектные организации других субъектов Федерации: ООО «Атлас-дон» г. Ростов-на –Дону», ООО «Кубик АБ» г. Кемерово и др.

В целях оптимизации расходования бюджетных средств, КАУ «Алтайский региональный центр ценообразования в строительстве» в 2011 году осуществляло проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства. Выдано 108 заключений, из них 13 отрицательных. Общая сметная стоимость проверенных объектов суммарной стоимостью 2,6 млрд. рублей снижена в ходе проверки на 120 млн. рублей, что составило 4,55%.

Пользуясь случаем, напоминаю присутствующим представителям государственных и муниципальных заказчиков, технических заказчиков, проектных организаций, работаю что с  выходом постановления Администрации Алтайского края № 95 от 8.02.2012г. обязательной проверке на предмет достоверности определения сметной стоимости подлежат объекты, строительство, реконструкция, техническое перевооружение или капитальный ремонт которых финансируются с привлечением средств краевого бюджета. 

Краевым автономным учреждением «Алтайский региональный центр ценообразования в строительстве», в результате выполнения Государственного Задания разработаны, утверждены и введены в действие постановлением Администрации Алтайского края № 12 от 17.01.2011г. территориальные сметные нормативы. 

Следует обратить внимание заказчиков и проектировщиков на самое серьезное отношение к обоснованности проектных решений, и всегда помнить, что соблюдение градостроительных норм и требований направлены на достижение целей защиты жизни  и  здоровья граждан, охраны нашей среды обитания, обеспечения энергетической эффективности объектов. 


 

3. Одно из важнейших направлений деятельности управления - это работа по реализации на территории нашего края приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». 

 

В 2011 году введено в эксплуатацию 661,59 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 2 тыс. кв. метров больше, чем в 2010 году. Тем самым в крае сохранена установившаяся с 2005 года положительная динамика жилищного строительства.

 Doc22.ru инфографика

В сельской местности введено 213,3 тыс. кв. метров общей площади, что составляет 32,2 % от общего ввода по краю и на 0,2 % превышает показатель 2010 года. 

Край занял второе место среди субъектов Сибирского Федерального округа по объему жилья, введенного в эксплуатацию в сельской местности:        

Doc22.ru инфографика

Индивидуальными застройщиками введено 299,2 тыс.кв. метров, или 45,2 % от общего ввода, что на 10,5 % больше, чем в 2010 году. 

Лидирующие позиции по объему введенного в эксплуатацию жилья заняли:

 Doc22.ru инфографика

ООО УК «Союз» под руководством Отмашкина Владимира Николаевича, которым построен каждый девятый квадратный метр введенного жилья. 

На втором месте - ООО «Жилищная инициатива», генеральный директор – Гатилов Юрий Александрович. 

Всего в 2011 году в эксплуатацию введено 9 289 новых квартир, что на 176 квартир больше, чем в 2010 году.

Doc22.ru инфографика  

Согласно платежеспособному спросу населения на жилье, застройщики продолжают реализацию мер по увеличению числа вводимых квартир при сокращении их среднего размера: по сравнению с докризисным 2007 годом число введенных квартир возросло на 2156 квартир, при этом средняя площадь введенных квартир сократилась на 13 кв. метров. Эта тенденция говорит с одной стороны – об увеличении числа новоселов, с другой – об ориентации застройщиков на возведение жилья экономического класса.

Достигнуты установленные КЦП «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2011 год целевые показатели объемов ввода в шести городах края (Алейск, Белокуриха, Заринск, Новоалтайск, Славгород, Яровое) и 50 муниципальных районах. 

Лидерами по вводу жилья среди муниципальных районов стали Первомайский район, в котором введено более 28 тыс. кв. метров, Бийский – 12,8 тыс., Алтайский – 10,2 тыс., Тальменский – 9,8 тыс., Троицкий – 6,4 тыс. 

В 10 районах – Алейском, Завьяловском, Змеиногорском, Калманском, Первомайском, Родинском, Славгородском, Суетском, Табунском, Целинном целевые показатели не достигнуты. 

В краевом центре введено 364,6 тыс. кв. метров, или 56 % от общего ввода жилья в крае. Этот показатель составил 87 % от планового и 93 % от уровня 2010 года. 

Также сократился объем введенного жилья в городах Белокурихе, Камне-на-Оби, и следующих районах: Алейском, Ельцовском, Змеиногорском, Калманском, Ключевском, Краснощековском, Кулундинском, Немецком национальном, Петропавловском, Поспелихинском, Славгородском, Солонешенском, Топчихинском, Троицком, Усть-Калманском, Хабарском. 

В раздаточном материале представлен рейтинг муниципальных образований по объему жилья, введенного в эксплуатацию в расчете на 1000 жителей. Наибольший ввод показали Белокуриха, Первомайский район. 

Краевой центр – город Барнаул на третьем месте. 

Город Новоалтайск – на четвертом. В прошедшем году в Новоалтайске введено 36,6 тыс. кв. метров жилья – в 3,2 раза больше, чем в предыдущем 2010 году. 

По этому показателю второй по численности населения город края Бийск занимает 18-е место, Камень-на-Оби – 45-е, Рубцовск – 54-е. 

Данный индикатор позволяет в комплексе оценить деятельность органа местного самоуправления по улучшению жилищных условий граждан: работу по подготовке территорий, формированию земельных участков для жилой застройки, расширению производства местных строительных материалов, налаживанию партнерских отношений с фирмами, поставляющими на рынок комплекты малоэтажных домов, участие в реализуемых в крае государственных жилищных программах. 

В прошедшем году наблюдалось оживление жилищного рынка в целом:

зарегистрировано 51 249 договоров купли-продажи – на 8 тысяч больше, чем в 2010 году, из них:

на первичном рынке – 2830 договоров – 167 % от количества договоров, заключенных в 2010 году,

на вторичном рынке – 48 419 договоров – 114 %. 

Анализ динамики цен на жилье в 2011 году демонстрирует стабилизацию цен на первичном рынке жилья и рост в течение второй половины года – на вторичном. Одной из основных причин такого явления на вторичном рынке является значительное поступление бюджетных средств для обеспечения жильем участников государственных жилищных программ.   

Doc22.ru инфографика

В рамках государственных программ за счет бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий граждан направлено более 4 млрд. рублей инвестиций. Квартиры уже получили или в настоящее время оформляют необходимые документы 5 тысяч семей граждан, перед которыми сохранялись обязанности государства по обеспечению жильем, в их числе 1807 молодых семей, 937 семей участников Великой Отечественной войны, 97 семей инвалидов, 221 сирота, другие категории. 

Однако основная часть колоссальных бюджетных инвестиций ушла на вторичный рынок. 

Молодыми семьями приобретено и построено 34 тыс. кв.м. жилья, из них приобретено нового и построено индивидуального жилья – 13 тыс. кв. метров (39 %). 

Улучшили жилищные условия 1688 ветеранов Великой Отечественной войны. Сумма израсходованных на данные цели средств федерального бюджета составила 1 млрд. 582 млн. рублей. На первичном рынке приобрели жилье 74 ветерана, или 5 %. Построили индивидуальные дома 3 человека. Основная доля бюджетных инвестиций ушла на вторичный рынок.

Среднедушевые доходы населения края за 2011 год составили 12408 рублей в месяц. Повышение доходов населения на 13,6 % положительно повлияло на показатель коэффициента доступности жилья. 

Величина его в 2011 году улучшилась и составила по краю 4,02 – то есть, по-расчетам, проживающая в крае среднестатистическая семья за 4,2 года может рассчитаться за срднестатистическую квартиру. Для сравнения: в 2009 году этот коэффициент составлял 4,99, в 2010 – 4,51.

 Doc22.ru инфографика

Таковы итоговые показатели прошедшего года – они в целом носят удовлетворительный характер. 

Иначе складывается перспектива строительства и ввода жилья в текущем году. 

11 марта текущего года у заместителя Губернатора края Я.Н. Ишутина проведено совещание по вопросам жилищного строительства с участием муниципальных образований. Существующие проблемы, которые сдерживают строительство жилья, едины для всех муниципалитетов и требуют принятия срочных мер:

1) среднегодовой темп роста объема введенного в 2009-2011 годах жилья составил 102,5 % и значительно отстает от соответствующего показателя 2005-2007 годов – 120 %:

Doc22.ru инфографика  

2) за два прошедших года объем «незавершенки» жилья в крае сократился почти на полмиллиона кв. метров и на начало текущего года составил 1,46 млн. кв. метров общей площади

Doc22.ru инфографика

3) число строящихся многоквартирных домов при этом сократилось на 60 штук. Это говорит о том, что с одной стороны перспективы роста ввода жилья в ближайшие годы в крае весьма проблематичны, а с другой – о том, что основные застройщики многоэтажного жилья вынуждены сворачивать программы своего развития на жилищном рынке края; 

4) в течение 2011 года выдано 3150 разрешений на строительство жилых домов, в том числе 53 – на строительство многоквартирных домов.  Этот показатель не вырос по сравнению с 2010 годом, когда было выдано 3522 и 55 разрешений соответственно;

5) в крае заморожено строительство 17 многоэтажных домов площадью 231 тыс. кв. м, из них 10 домов – в краевом центре. Перспективы их строительства и ввода в эксплуатацию пока не определены;

Doc22.ru инфографика

6) по-прежнему подавляющая часть средств, поступающих на реализацию государственных жилищных программ, используется участниками государственных программ на вторичном рынке. 

Отдельно необходимо остановиться на  проблеме земельных участков для строительства. 

На территории края становится проблематичным предоставление земельных участков для жилищного строительства. За 2011 год предоставлено 1693  земельных участка общей площадью 251 га, в том числе:

- для индивидуального жилищного строительства – 1687;

- для комплексного освоения – 2;

- для многоэтажного жилищного строительства – 4.

Doc22.ru инфографика

 

Doc22.ru инфографика

 

Doc22.ru инфографика

 

Doc22.ru инфографика

 

Doc22.ru инфографика

 

Doc22.ru инфографика

 

 

За прошедший год в крае проведено 36 аукционов по продаже земельных участков и продаже права аренды таких участков для жилищного строительства, что на треть меньше, чем в 2010 году. Причиной такого спада является отсутствие в городах и сельских населенных пунктах земельных участков с готовой коммунальной инфраструктурой. В настоящее  время только 12% земельных участков от общей площади территории перспективного развития обеспечены инженерной инфраструктурой. Проблема «инфраструктуры» сегодня стала серьезным препятствием для развития жилищного строительства.

Органам местного самоуправления необходимо принимать меры по организации территорий для комплексного освоения в целях строительства жилых домов, в том числе для отдельных категорий граждан. В первую очередь необходимо планировать развитие территории с учетом потребности жилья. Перспективы развития жилищного строительства должны учитываться при разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. Данная программа должна быть основой для разработки инвестиционных программ организациями коммунального комплекса, в которых предусматривается финансирование строительства и модернизации системы коммунальной инфраструктуры через тарифное регулирование.

В результате перечисленных проблем, по данным органов местного самоуправления, суммарный предполагаемый ввод жилья в 2012 году составляет 506 тыс. кв. метров общей площади, что отбрасывает край на уровень 2006 года.

При этом утвержденный программой целевой показатель ввода составляет 755 тыс. кв. метров (недовводим 249 тыс. кв. м), а скорректированный (или, как мы говорим – актуализированный) показатель – 680 тыс. кв. м (недоввод – 174 тыс. кв. м). 

В тоже время в Алтайском крае:

45 тыс. 298 семей поставлены на учет нуждающихся в обеспечении жильем,

проживает 16 тыс. 575 многодетных семей, 2 тыс. 525 из них состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, 1 тыс. 117 семей состоят на учете изъявивших желание на получение земельных участков для жилищного строительства.

Изменить сложившуюся тенденцию можно только, если муниципалитеты начнут работать на перспективу:

1. Строить квартиры и дома, привлекая бюджетные кредиты, и затем предлагать их участникам программ.

2. Решать вопросы формирования земельных участков, обеспечения их инженерной, коммунальной, социальной инфраструктурой и предоставлять застройщикам на аукционах.

3. Осуществлять формирование жилищно-строительных кооперативов из числа нуждающихся в обеспечении жильем работников бюджетной сферы, многодетных семей и предоставлять им для жилой застройки земельные участки без аукционов. 

Другой вопрос, который на фоне вышеуказанных проблем оказался несколько в стороне, но не утратил актуальности - это избыточные административные барьеры в строительстве. 

В 2011 году Институтом экономики города по заказу  «Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ), проведен  мониторинг и  оценка  уровня административных  барьеров  в  жилищном  строительстве на  примере 43 городов России, являющихся центрами субъектов Российской Федерации. Более 75% опрошенных строительных компаний оценивают административные барьеры на рынке как «высокие» или «запредельно  высокие». Эксперты, проводившие исследования, отмечают, что среднее количество процедур, которое приходится проходить застройщикам при реализации инвестиционного проекта более чем в 2 раза превышает количество разрешительных процедур, установленных законодательством. Наиболее затратными и по времени по стоимости являются процедуры по взаимодействию с организациями коммунального комплекса, связанные с обеспечением подключения построенного объекта к сетям инженерно-технической инфраструктуры. 

Сегодня сложности  получения  согласований  и  разрешения  на  строительство  при реализации инвестиционных проектов являются одним из  определяющих факторов при выборе территорий для инвестирования.  

Избыточные  административные  барьеры приводят  к  снижению  эффективности  ведения  строительного  бизнеса, существенным потерям для общества. Многочисленные согласования и разрешительные процедуры, стоимость их прохождения, которые являются обязательными для застройщика при реализации инвестиционно-строительного проекта, в дальнейшем приведут к ограничению доступа застройщиков на рынок, снижению объемов жилищного строительства и в итоге, к снижению доступности жилья для населения. 

Анализ  ситуации  показывает,  что  принятый  еще  в  2004  году Градостроительный  кодекс  Российской  Федерации,  который  заложил правовую основу для существенного снижения административных барьеров в строительстве, на практике зачастую просто не соблюдается во многих муниципалитетах. 

Прошу Союз строителей и инвесторов Алтайского края подключиться к этой проблеме и провести анкетирование организаций застройщиков в части процедур, которые влияют на сроки и стоимость строительства, подготовить предложения по сокращению или устранению излишних процедур. 

Кроме того, в управление поступают обращения на неисполнение застройщиками, являющимися членами СРО, обязательств по заключенным договорам и соблюдения требований к качеству работ. Прошу обратить на данные факты внимание. Саморегулируемым организациям обеспечить работу дисциплинарных комиссий и принятие установленных законодательством мер воздействия к членам СРО, не соблюдающим сроки расчетов за выполненные субподрядными организациями работы и их качество.


Уважаемые коллеги! 

 

4. Результаты работы строительной отрасли неразрывно связаны и во многом определяются результатами работы предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов.


В состав промышленности строительных материалов и строительной индустрии Алтайского края входят 140 действующих крупных, средних и малых. К основным, обеспечивающим более 80% от всего объема выпускаемых в крае стройматериалов, относятся 35 предприятий. Территориально данные предприятия расположены преимущественно в Барнаульском управленческом округе - 17, в Бийском – 6, в Рубцовском – 4, Славгородском – 3, в Каменском – 2, в Заринском – 2, в Алейском – 1. 

По данным Алтайкрайстата, за январь-декабрь 2011 года индекс строительных работ года составил 128 % к аналогичному периоду 2010 года, ИПП строительных материалов – 117,5%, ИПП нерудных стройматериалов – 144,5%.

Doc22.ru инфографика

По прогнозам предприятий к концу 2012 года индексы строительных работ, промышленного производства стройматериалов и добычи нерудных стройматериалов составят 115-120%. 

Управлением в постоянном режиме ведется мониторинг работы предприятий стройиндустрии.

Doc22.ru инфографика  

Рост объемов строительных работ и объемов производства ЖБИ обеспечил высокую динамику добычи и производства нерудных стройматериалов, объем которых составил 3,5 млн. куб. метров, что в 1,45 больше, чем в 2010 году.

Среди предприятий, добывающих и производящих нерудные стройматериалы, лидерами по темпам роста производства и реализации стали:

1. ООО «Верх-Катунская ДСФ», Бийский район – 192 %;

2. ЗАО «ПКФ Неверовская ДСФ», Локтевский район – 151 %.

Цемента в 2011 году было произведено 239,6 тыс. тонн, что на 14 % больше уровня 2010 года.

Конструкций и деталей сборных железобетонных произведено 321 тыс. куб. м, что на 37% больше объема предыдущего года. Лидерами по темпам роста производства и реализации железобетонных изделий и конструкций стали:

1. ООО ПКФ «Строительный камень», г. Барнаул – 403 %;

2. ОАО «Железобетон», Кулундинский район – 160 %;

3. ЗАО «БКЖБИ-2», г. Барнаул – 154 %. 

Кирпича строительного в крае выпущено в 2011 году 85,3 млн. усл. шт., или 127 %. При этом Бийский кирпичный завод произвел и реализовал почти в 1,9 раза больше продукции, чем годом ранее.

В целом по стройиндустрии объемов отгруженных товаров за 2011 год составил 5,73 млрд. рублей, что на 40% больше, чем в 2010 году. Более высокие темпы роста объемов отгрузки по сравнению с темпами роста производства стройматериалов свидетельствуют об оживлении строительных работ в крае и дают основание прогнозировать дальнейший рост объемов производства в промышленности стройматериалов региона.

В то же время, посткризисные явления продолжают оказывать негативное воздействие на работу предприятий стройиндустрии. В 2011 году рост платежеспособного спроса на стройматериалы обеспечил увеличение загрузки производственных мощностей, в среднем по стройиндустрии, до ~50%. В связи с недостаточными спросом и загрузкой производственных мощностей, предприятия испытывают значительные финансовые затруднения. На ряде предприятий продолжаются процедуры банкротств в формах финансового оздоровления, создания новых юридических лиц и т.д.

Наиболее острая ситуация сложилась на «КЖБИ-1». Производственно-сбытовая деятельность ООО "ЖБИ Сибири" в первой неделе февраля была парализована. Работники предприятия были распущены, остановилась отгрузка продукции на строительные объекты края. Администрация края и города Барнаула были вынуждены вмешаться в ситуацию, чтобы не допустить негативных явлений. Для урегулирования конфликта были привлечены правоохранительные органы. Ситуация была взята под жесткий контроль, производство и отгрузка готовой продукции на строительные объекты края были возобновлены, работникам ООО «ЖБИ Сибири» своевременно выплачена заработная плата за январь. Информация о развитии ситуации на комбинате регулярно публикуется на сайте управления. Ведется работа по сохранению производственного и кадрового потенциала предприятия после окончания процедуры банкротства, определения нового эффективного собственника и продолжения профильной деятельности. 

Управлением осуществляется регулярный мониторинг производственно-экономического положения предприятий. По данным ведомственного мониторинга стройиндустрии края, в 2010 году доля прибыльных предприятий составляла 30 %, в 2011 году этот показатель вырос более чем в 2 раза и достиг 70 %. По прогнозу, выполненному на основе плановых показателей предприятий, в 2012 году доля прибыльных предприятий стройиндустрии составит 90 %. Улучшение финансово-экономического положения предприятий позволит им более активно вести инвестиционную деятельность по модернизации производственной базы и обновлению основных фондов. 

С целью развития в крае производства современных, конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций для обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда управлением разработан проект программы «Развитие предприятий промышленности, строительных материалов и индустриального домостроения в Алтайском крае до 2020 года». Реализация Программы запланирована в два этапа: первый этап с 2012 по 2015 года, второй — с 2016 по 2020 года. Среди мероприятий по развитию стройиндустрии наиболее важными на первом этапе являются повышение загрузки производственных мощностей действующих предприятий и стимулирование реализации инвестиционных и инновационных проектов по модернизации производственной базы промышленности строительных материалов и строительной индустрии. 

В ходе реализации Программы комплексно и совместно с соответствующими структурами и ведомствами будут решаться системные проблемы федерального и регионального уровня, препятствующие развитию отрасли. В том числе — выравнивание конкурентных условий в Сибирском Федеральном округе, в первую очередь, в ценах на энергоносители и недостаточность в ряде районов края энергомощностей; решение вопросов дефицита железнодорожного грузового подвижного состава и снижения тарифов на транспортировку стройматериалов; создание условий по стимулированию перехода отрасли к ресурсо- и энергосберегающим технологиям, как одному из основных векторов развития промышленности строительных материалов. 

Здесь необходимо сказать, что для успешного решения поставленных задач управлению необходима обратная связь с предприятиями стройкомплекса, которая, к сожалению, еще работает недостаточно хорошо. Так, на запрос управления об обеспеченности подвижным составом ответили только четыре предприятия, что снижает остроту сигналов, которые управление транслирует на федеральный уровень. Это же относится и к ведомственному мониторингу основных показателей деятельности предприятий, который управление вынужденно проводить в связи с недостаточно качественной информацией органов статистики. 

 


 

 

6. Труд и заработная плата 

Среднесписочная численность работников, занятых в строительном комплексе края за 2011 год составила 25,8 тыс. человек, в том числе в строительстве – 20,1 тыс. человек, в промышленности стройматериалов края – 5,7 тыс. человек, численность занятых в строительном комплексе увеличилась на 1,6 тысячи человек.

 В 2011 году наблюдался рост среднемесячной заработной платы в строительстве, которая с начала года увеличилась на 16,3 % и составила 14,6 тыс. рублей. В промышленности стройматериалов зарплата увеличилась на 18,1% и составила 11,6 тыс. руб. При этом на крупных и средних предприятиях стройкомплекса заработная плата составляет более 17,5 тыс. рублей.

Doc22.ru инфографика

Однако по уровню оплаты труда Алтайский край по-прежнему значительно отстает от регионов Сибирского Федерального округа. В соседних областях средние заработные платы строителей за прошлый год составили: в Кемеровской области 17,8 тыс.руб.; в Новосибирской области 19,4 тыс. руб.; в Томской 20,6 тыс. руб.; в Омской области 28,9 тыс. руб.

Doc22.ru инфографика  

В 2011 году управлением была продолжена начатая в 2009 году в рамках КЦП «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края» работа по оказанию государственной поддержки предприятиям строительного комплекса края. Реализация Программы позволила в 2011 году направить на профессиональное переобучение, стажировку и повышение квалификации и сохранить рабочие места 221 работнику, находящимся под риском увольнения на 36 предприятиях стройкомплекса края. Общая сумма возмещения затрат на проведение мероприятий Программы для работников строительного комплекса в 2011 году составила почти 3,3 млн. рублей. 

Также в 2011 году управлением продолжалась регулярная работа по контролю за погашением просроченной задолженности по заработной плате. В результате принятых мер на 7 предприятиях и организациях строительного комплекса выплачены долги по заработной плате работникам в сумме 11,5 млн. рублей. 

С целью развития в регионе кадрового потенциала, комплексного решения проблем совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для строительного комплекса края и региональной службы занятости, при координации управления Алтайского края по строительству и архитектуре в крае разработана Пуре ии йского края по строительству и архитектуре одпрограмма кадрового обеспечения задач строительства в Алтайском крае на 2011-2015 годы. Для обеспечения строительного комплекса кадрами в ближайшие 4 года годах предполагается подготовить образовательными учреждениями края 7,4 тысячи квалифицирован­ных специалистов строительных специальностей, в том числе с высшим профессиональным образованием – 1,6 тысячи специалистов, со средним профессиональным образованием – 3,2 тысячи специалистов; с начальным профессиональным образованием – 2,6 тысячи рабочих. Кроме того, предполагается привлечь в строительную отрасль с рынка труда 5,6 тысяч рабочих и специалистов и направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 3,2 тысячи работников. 

Наиболее значимым изменением за прошедший год является качественное изменение ситуации на рынке труда. Так, если в начале 2011 количество вакансий, заявленных работодателями стройкомплекса в краевую службу занятости, было 320, а зарегистрированных безработных, имеющих строительные специальности 848 человек, то в начале 2012 года количество вакансий, заявленных работодателями стройкомплекса, выросло в 10 раз (!) - до 3289,  при этом количество зарегистрированных безработных строителей выросло только в 1,2 раза, до 974 человека. Динамика данных показателей свидетельствует о том, что строительный комплекс края готовится к росту объемов работ. 

Серьезного внимания заслуживает сегодня обеспечение руководителями предприятий и организаций культуры производства на объектах строительства края. Примерами по обеспечению культуры производства могут служить УК «Союз»,  руководитель Отмашкин Владимир Николаевич и ООО «Жилищная инициатива», генеральный директор Гатилов Юрий Александрович. 

Один «строительный городок», размещаемый на объектах строительства УК «Союз»,  состоит из 10 строительных  вагончиков с двумя  столовыми, двумя прорабскими комнатами, раздевалкой, помещением для просушивания одежды работников, санузлом, душем, которые электрифицированы и оснащены горячей водой. Летом предусматривается для строителей и баня. 

В Барнауле такие условия созданы УК «Союз» на строительных площадках возводимого жилья по ул.Беляева, Малахова 148. Еще 2 подобных «городка для строителей» возводятся  на площадке в микрорайоне 2008. 

Комфортные условия, созданные для строителей, обеспечивают не только их быт, но и оказывают влияние на темпы строительных работ,  их  качество, а также на обеспечение безопасности самих работников.  

Низкая культура производства приводит к нарушениям в сфере охраны труда. Гострудинспекцией отмечаются негативные тенденции в сфере охраны труда в строительном комплексе. В 2011 году количество производственного травматизма на предприятиях стройкомплекса края по сравнению с 2010 годом  увеличилось с 12 до 19. Несчастных случаев со смертельным исходом в 2011 году зафиксировано 8, что в 4 раза больше чем в 2010 году. Число травм с тяжелыми последствиями в 2011 году сократилось в сравнении с 2010 годом с 13 до 8 случаев. В 3 случаях отмечен групповой характер травмирования людей на производстве. 

Основными причинами несчастных случаев на производстве являются элементарное несоблюдение техники безопасности, невнимание работодателей к системному решению проблем охраны труда, формализм в обучении работников правилам техники безопасности, низкая  исполнительная дисциплина  руководителей  и специалистов,  ответственных за обеспечение безопасных  условий  труда. 

Прошу руководителей саморегулируемых организаций  строительного комплекса края совместно с руководителями предприятий, входящих в состав СРО, усилить контроль за организацией охраны труда и  соблюдением техники безопасности на производстве. 

Должен также напомнить всем руководителям, что согласно Отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов на 2011-2013 годы, подписанному уполномоченным представителем работодателей, профсоюзом и управлением, среднюю заработную плату необходимо довести на предприятиях стройкомплекса до уровня, не ниже трехкратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Алтайского края, который в настоящее время составляет в крае 6525 руб., т.е. до 19,5 тыс. руб. И выполнение этой задачи должно быть в приоритете работы каждого руководителя.


 

7. Инвестиционная деятельность

 

Инвестиционная активность предприятий в результате действия прошедшего кризиса значительно снизилась. Многие крупные инвестиционные проекты отложены инициаторами на более благоприятный период. Но уже в прошедшем году отмечалось повышение активности предприятий в этой сфере, что обусловлено в первую очередь улучшением финансово-экономического положения предприятий благодаря ростам объемов производства и реализации продукции и, соответственно, росту прибыльности, о чем было сказано выше. 

Doc22.ru инфографика

 

Doc22.ru инфографика

 

Так, в 2011 году проведена модернизация оборудования формовочного цеха ЗАО «БКЖБИ-2» в г. Барнауле с вводом в эксплуатацию технологической линии по производству изделий для многоэтажных панельных жилых домов серии КПД-330 и расширением номенклатуры выпускаемых изделий на 1070 куб. метров. 

Введена в эксплуатацию на ООО «Гранит» в г. Камне-на-Оби технологическая линия по производству щебня широкой номенклатуры на базе английского мобильного дробильно-сортировочного комплекса «Terex finlay» мощностью 315,0 тыс. тонн для освоения Малетинского месторождения габродиоритов. Сумма инвестиций в проект составила 47 млн. рублей. 

В 2011 году за счет средств краевого бюджета в рамках реализации постановления Администрации края от 15.09.2007 № 437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае» оказана поддержка на сумму 3,3 млн. рублей. При этом из выделенных в 2011 году из краевого бюджета на стимулирование строительной отрасли 30 млн. руб. – почти 27 млн. руб. остались невостребованными: от предприятий не поступали заявки на оказание господдержки по инвестиционным проектам. 

Doc22.ru инфографика

Для обеспечения условий, благоприятствующих инвестиционной деятельности, в крае разработана программа улучшения инвестиционного климата, создан институт инвестиционных уполномоченных, которые есть  в каждом отраслевом управлении, в каждом муниципальном образовании. 

На 2012 год сохранена приоритетность государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий строительного комплекса. К настоящему времени на краевой инвестиционной комиссии уже принято решение оказать государственную поддержку инвестпроектам ОАО «Барнаулкапстрой» по cтроительству двух 10-ти этажных жилых домов в г. Барнауле с общей суммой инвестиций  - 919,1 млн. рублей.

Doc22.ru инфографика

Doc22.ru инфографика

Doc22.ru инфографика

 

Возможно также оказание государственной поддержки в рамках краевой целевой программой «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011-2013 годы. 

Без своевременной модернизации производства и внедрения инновационных разработок невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию и повышать эффективность деятельности. Рынок стройматериалов, несмотря на кризисные годы, продолжает заполняться и насыщаться. Считаем, что Союзу строителей и инвесторов Алтайского края необходимо активизировать свою деятельность. 

Управление готово оказывать всестороннее содействие по повышению инвестиционной активности предприятий в сфере строительства и стройиндустрии.

Работа по перечисленным мной основным направлениям продолжается в текущем году. 

В рамках краевой целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2011-2015 годы предстоит принять меры по строительству и вводу в эксплуатацию 680 тыс. кв. метров общей площади квартир и домов. 

Для этого необходимо реализовать меры по использованию имеющихся резервов: 

органам местного самоуправления: 

1) провести ревизию имеющихся у муниципального образования земель и заключенных договоров аренды земельных участков. В результате выявятся участки, на которых собственники или арендаторы в течение ряда лет не приняли мер по их освоению. Договора по предоставлению таких земель должны быть пересмотрены. Это наш резерв по привлечению земель под жилую застройку; 

2) определить конкретные меры по оказанию поддержки тем застройщикам, чьи дома остановлены строительством и годами стоят без консервации; 

ипотечным жилищным компаниям, вынужденным самостоятельно решать вопросы выселения дефолтных заемщиков, объединить усилия и рассмотреть возможность совместного финансирования строительства домов маневренного жилого фонда; 

строительному сообществу ускорить решение вопроса возведения недорогого жилья для предоставления работникам отрасли по типу малосемейных общежитий. 

Продолжить реализацию губернаторской программы «75*75» и завершить к сентябрю текущего года строительство 32 объектов, не введенных в эксплуатацию в 2010-11 годах. На завершение программы в текущем году из краевого бюджета будет направлено более 1 млрд. рублей капитальных вложений. 

Обеспечить реализацию краевой адресной инвестиционной программы текущего года, в рамках которой предусмотрено построить и капитально отремонтировать 44 объекта социальной сферы. 

В числе пусковых объектов – федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, объекты краевой клинической больницы, детский сад на 330 мест в кв.2001 и школа на 825 мест в кв. 2000 города Барнаула, другие объекты. 

Принять участие в разработке программы «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт особо значимых объектов, ввод в эксплуатацию которых приурочен к 80-летию Алтайского края (Программа 80*80) в 2013-2017 годах». Прошу глав городов и районов края внимательно отнестись к этой важной работе и, формируя бюджетные заявки, включать в программу действительно значимые для муниципалитетов объектов, обеспеченные проектно-сметной документацией. 

Органам местного самоуправления необходимо в 2012 году активизировать работу по своевременному финансированию, завершению разработки и утверждению в установленные законодательством сроки документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Отсутствие этих документов фактически приведет к прекращению строительной и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования. 

Руководителям муниципальных районов необходимо организовывать эту работу совместно с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав района, в том числе взять под контроль поселения, в которых планируется  территориальное  развитие. 

Таковы итоги нашей работы в прошедшем 2011 году и основные перспективы 2012 года. 

Благодарю за внимание.