18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по промышленной политике, член Комиссии Совета Федерации ФС РФ по естественным монополиям, член Комиссии Совета Федерации ФС РФ по делам молодежи и туризму Юрий Шамков выступил на Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация экономики и общества: региональный аспект», которая прошла в Белокурихе (Алтайский край) 20-21 октября 2011 года. Публикуем текст его выступления.


Равноправие и взаимное уважение – главное условие успешного взаимодействия бизнеса и власти.


Белокуриха, Алтайский края.
20 октября 2011 года.

Уважаемые участники конференции!

Все мы прекрасно понимаем, что показателем стабильно развивающегося гражданского общества является то, как выстроена модель социального партнерства власти, бизнеса и населения. Другими словами, позволяет ли его конструкция добиваться того, чтобы все слои общества работали с органами власти сообща, в одном направлении - укрепляли российскую государственность, боролись с бедностью и коррупцией, всеми силами развивали экономический потенциал государства.

Благосостояние общества в значительной степени определяется эффективностью его экономической деятельности. Анализируя современные реалии, мы видим, что нынешнее взаимодействие бизнеса и власти не является продуктивным. С одной стороны, Россия очень привлекательная в инвестиционном плане страна. С другой - огромное количество факторов препятствуют развитию капитала. Очевидно, что сбой дает система взаимоотношений с бизнесом. Органы власти не всегда могут найти адекватные способы диалога с хозяйствующими субъектами. Они компенсируют свою беспомощность тем, что принимают подзаконные акты, касающиеся вопросов лицензирования, квотирования, чинят препятствия в отведении земельных участков, и т.п. Все эти "административные барьеры" существенно ограничивают развитие предпринимательской деятельности. И даже после указания Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева не «кошмарить бизнес» коренных изменений в лучшую сторону не произошло.

Хотелось бы, детально разобраться, почему так происходит.

  

Юрий Шамков, заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по промышленной политике, член Комиссии Совета Федерации ФС РФ по естественным монополиям, член Комиссии Совета Федерации ФС РФ по делам молодежи и туризму
 
 
Очевидно, что этому мешает модель отношений, которая сложилась на сегодняшний день. В ней отсутствует уважительное и равноправное партнерством между бизнесом и властью. Меры, предпринимаемые властью и формально направленные для улучшение делового климата в стране, не носят кардинального, системного характера, зачастую ограничиваясь лишь небольшими корректировками в сложившейся системе. Можно констатировать, что поддержка бизнеса, стимулирование хозяйственной инициативы граждан пока не стали основой государственной экономической политики, содержательным ориентиром для деятельности органов власти, как в центре, так и на местах. Хотя модель этих взаимоотношений проста и понятна.

Власть всеми способами должна создавать условия для бизнеса путем формирования необходимой инфраструктуры, налоговых преференций, законодательного обеспечения, снижения бюрократических барьеров. В этом тандеме она - ведущая сила. Бизнес, как только почувствует большую степень свободы в реализации своих возможностей, тут же займет необходимое пространство и выдаст результат. Но этого не происходит.

Одна из главных проблем - это несовершенство экономической политики, приводящей к тому, что интересы бизнеса по извлечению большей прибыли вступают в противоречие с государственными задачами достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, большими тратами на социальное обеспечение.

Нередки случаи, когда бизнес утверждает, что власть его не слышит. Но при этом бизнес не принимает во внимание, например, те социальные цели и задачи, которые стоят в целом перед страной, регионом и, в частности, перед тем муниципальным образованием, на чьей территории планируется реализация того или иного проекта.

Существующие административные барьеры, неэффективность судебной системы, коррупция, бюрократизм являются одними из главных тормозов экономического развития страны.

Приведу простой пример. В Совете Федерации я возглавляю рабочую группу по разработке закона о транзите в РФ. Это актуальная тема. Сегодня от Владивостока до западной границы России груз идет 12–14 дней. А в порту Восточном в Приморском крае оформление этого же груза длится 10 дней, в то время как в китайском — сутки. Стоимость доставки 20-футового контейнера из японского порта до порта Восточный стоит $ 1,2 тыс., а из того же японского порта в Гамбург — $ 1,5 тыс. Обработка одного контейнера в Восточном в три раза дороже, чем в китайском порту. Все это происходит потому, что нет синхронизации в работе служб. Сегодня, чтобы переправить груз через границу, нужно согласование 13 ведомств, каждое из которых работает согласно своим инструкциям. А единого документа, который расшивал бы эти проблемы, нет. Вдумайтесь, сегодня только 1 % грузопотока Азия-Европа проходит через Россию! Способствует ли подобное положение вещей активизации бизнеса и развитию российской экономики? Я полагаю, ответ очевиден – нет. И подобных примеров бюрократизма, неэффективности работы контролирующих и разрешительных органов в современной России – сотни!..

Самое удивительное, что в сложившихся условиях большинство субъектов крупного бизнеса не заинтересованы в установлении единых правил игры, подразумевающих честную конкуренцию. Их больше устраивает использование своего привилегированного положения, основанного на близости к властным институтам. Из- за этого модель функционирует по принципам бюрократического рынка. То есть происходит взаимопереплетение экономики и политики. В этих условиях дружественные отношения с властью превратились в ключевой фактор успешной экономической деятельности. Как известно самой лучшей инновацией на сегодня является знание личного мобильного телефона высокопоставленного чиновника. Соответственно, увеличилась и конкуренция бизнес структур за привилегированные отношения с властью. Растут расходы на лоббирование, как следствие - меньше средств идет на развитие бизнеса, что делает экономику еще менее эффективной. Получается замкнутый круг: решая свои проблемы и добиваясь конкурентных преимуществ при помощи лоббистских механизмов, представители российского бизнеса наносят урон целостной экономической политике государства, а впоследствии терпят огромные издержки из-за неэффективности публичных институтов. Подобная схема порождает внерыночное перераспределение ресурсов и ухудшает деловой климат в России.

Говоря о правовом обеспечении бизнеса необходимо отметить, что федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принят только в декабре 2008 года, а законодательство в части пресечения рейдерства увидело свет в июле 2010 года. Хотя явления эти, как известно, процветают десятилетия. В этой ситуации, говорить о прогрессе в отношениях бизнеса и власти можно с большим «но»…

Различные ухищрения по оптимизации налоговой нагрузки, воспринимаются сегодня чуть ли не как геройство. По мнению большинства экспертов, малому бизнесу вообще выгоднее пребывать "в тени". Этому способствует политика федерального центра, обложившего мелких предпринимателей явно непосильным налогом из фонда заработной платы. Весь этот комплекс проблем приводит к тому, что в России отсутствует прогрессивная и прозрачная система отношений государства и бизнеса. Это разрушает конкуренцию, демотивируя талантливых предпринимателей создавать новые продукты, предлагать услуги, вкладывать деньги в развитие инновационных технологий.

Что можно сделать в этой ситуации?

Я считаю, что России нужен закон о лоббизме. Напомню, что институт лоббизма существует во всех демократических странах.

Кроме того, необходимо на законодательном уровне провести разделение бизнеса и власти. И запретить бизнесменам и топ-менеджерам крупных компаний участвовать в работе представительных органов власти всех уровней.

В сложившейся ситуации главным условием эффективности взаимодействия представителей предпринимательской среды и государственных органов должны стать равноправие и взаимное уважение интересов. Только тогда власть и бизнес России сумеют построить эффективные взаимоотношения, которые приведут к развитию экономики и процветанию страны.

Спасибо за внимание!