18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Сибирском федеральном округе были обсуждены на заседании Совета Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение». На юбилейном двадцатом заседании Совета ассоциации, прошедшем 14 октября в Улан-Удэ, с докладом по этому вопросу выступил заместитель губернатора Алтайского края, начальник краевого Управления по образования и делам молодежи, председатель Совета по образованию МАСС Юрий Денисов.


 

ДОКЛАД

заместителя Губернатора Алтайского края, начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи Юрия Денисова на заседании Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»

г. Улан-Удэ

14 октября 2010 г.


Уважаемый Виктор Александрович!

Уважаемые участники юбилейного совещания!

Главной целью приоритетного национального проекта «Образование», заявленной в начале его реализации, является достижение cистемных изменений в российском образовании. Основываясь на внешней оценке достигнутых регионами Сибирского федерального округа результатов, можно с уверенностью утверждать, что такие изменения происходят на всех уровнях образования округа.

Кратко о достигнутых результатах реализации ПНПО и лучшем опыте регионов СФО.

1.Общее образование.

Наиболее значительные позитивные сдвиги достигнуты в тех регионах, которые реализовали комплексные проекты модернизации образования. Следует отметить, что доля таких регионов в СФО одна из самых высоких в Российской Федерации. Учитывая, что участники этого федерального проекта определялись на конкурсной основе, а обязательным условием участия в конкурсе являлось значительное софинансирование из региональных бюджетов, то этот показатель отражает, с одной стороны, достаточно высокий инновационный уровень системы образования округа, а с другой, что особенно важно, наличие политической воли у высшего руководства регионов на приоритетное развитие образования.

В рамках реализации ПНПО и КПМО в регионах СФО существенно укреплена материально-техническая база общеобразовательных учреждений, что позволило значительно улучшить условия обучения в школах.

По данным федерального оператора КПМО, доля школьников, которые обучаются в учреждениях, соответствующих современным требованиям, наиболее высока в Новосибирской области, Красноярском крае и Республике Бурятия.

Следует отметить также тот факт, что в Алтайском крае за эти годы построено и реконструировано 24 школы, что является одним из самых высоких показателей в РФ.

Также заслуживает особого внимания реализуемая в Томской области программа восстановительного ремонта деревянных зданий сельских общеобразовательных учреждений.

Вместе с тем, доля аварийных зданий школ в регионах СФО остается достаточно высокой и потому начатая в 2009 году в рамках ПНПО программа поддержки из федерального бюджета региональных проектов по устранению аварийности школ для округа крайне важна. В СФО в 2009 и 2010 годах в этом направлении проделана значительная работа.

Однако выделяемых средств из всех уровней бюджета пока недостаточно для того, чтобы кардинально решить эту проблему и ,прежде всего, потому, что процесс ветшания школ с каждым годом ускоряется, в том числе, под влиянием известных климатических факторов Сибири. Эти обстоятельства обуславливают необходимость не только финансирования федеральной программы и в 2011 году, но и его увеличения.

Говоря о современных условиях в школах нельзя не затронуть крайне важную для округа и сложную в решении проблему малокомплектных школ. Во всех регионах Сибири идут процессы укрупнения школ. Стимулируя и поддерживая эти процессы, регионы за счет собственных средств приобретают школьные автобусы (2010 г.: Алтайский край– 27, Томская область– 10 автобусов). Решается задача оснащения школьных автобусов навигационной системой ГЛОНАСС. В Красноярском крае с 1 сентября 2010 г. ею оснащены все 610 автобусов, участвующих в подвозе школьников. Вместе с тем, программа «Школьный автобус» не может кардинально решить все проблемы реструктуризации сети, учитывая масштабы наших регионов и качество дорожной сети. На сегодня этот механизм реструктуризации сети практически исчерпан. Поэтому все регионы СФО сталкиваются с необходимостью сохранения, а следовательно, обеспечения качества образования и условий его предоставления в малочисленных школах. Эту проблему обостряет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Однако в проекте нового Типового положения об общеобразовательном учреждении, хотя и появилось понятие кочевая школа, малокомплектной школы нет. Повторю то, что уже неоднократно говорилось на координационном совете: особые обстоятельства функционирования и значимости судьбы малокомплектных школ для СФО требуют и иного подхода при оценке эффективности деятельности региональных органов власти в части расходования бюджетных средств в образовании.

С целью создания здоровьесберегающих условий для учащихся в округе активно модернизируется школьное питание:

  • регионы СФО успешно участвуют в федеральных проектах по данному направлению;
  • в республиках Алтай и Хакасия, Иркутской области реализуются ведомственные целевые программы по школьному питанию. В Алтайском крае за три года реализации программы полностью переоснащены современным оборудованием и отремонтированы 575 школьных столовых, в которых питается более 73%учащихся. Стоимость программы – 610 млн.руб. В ноябре в Барнауле состоится окружная конференция, где будет представлен опыт края по модернизации школьного питания.

Однако, несмотря на увеличение количества детей, получающих горячее питание, остаются проблемы с его качеством и полноценностью: меню во многих случаях разрабатывается исходя, прежде всего, из размера выделяемых средств, а не из потребности в содержании и объемах необходимых компонентов питания.

2.Педагогические кадры.

Стимулирование качественного труда педагога, поддержка лидеров, повышение престижа и статуса учителя – это ключевые принципы ПНПО и во всех регионах СФО активно идут процессы, направленные на совершенствование систем подготовки, переподготовки педагогических кадров, повышения квалификации, стимулирования инновационной деятельности учителей и привлечения в школу молодых специалистов. В том числе:

  • в рамках КПМО в 6 регионах СФО внедрена новая система оплаты труда, которая позволила не только поднять заработную плату педагогов, но и активизировать их инновационную деятельность. Эта работа продолжается и в других регионах округа;
  • совершенствуются конкурсные и грантовые системы поддержки учителей: наряду с федеральными премиями по 200 тыс. аналогичные проекты реализуются и на региональном уровне. Так в Алтайском крае с 2007 года ежегодно10 учителей сельской местности, включая ветеранов педагогического труда, награждаются премией Губернатора края им. С.П.Титова в размере 125 тыс.рублей за активную просветительскую деятельность и сто лучших педагогов края – по 30 тысяч рублей. В Красноярском крае в этом году 213 победителям регионального конкурса выплачены премии по 40 тыс.рублей;
  • С этой точки зрения федеральный проект по привлечению перспективных выпускников вузов крайне актуален и позволил в этом году привлечь в школы округа 233 молодых учителей. Это самый высокий показатель по РФ. Кроме того, он стимулировал разработку в регионах СФО новых проектов по привлечению и закреплению в школе молодежи. Безусловно, его надо продолжить и в 2011 году

     

    3. Об информатизации образования в СФО.

    Особую значимость этому направлению придает поставленная Президентом задача по переходу в кратчайшие сроки к модели «электронного правительства». В целом, по оценке внешних экспертов, внедрение информационных технологий в регионах СФО находится на достойном уровне, а по некоторым направлениям мы находимся в лидирующей группе: Томская, Новосибирская области, Алтайский край являются лидерами в РФ по внедрению системы «Сетевая школа», что является обязательным этапом при переходе к модели «электронное правительство» в образовании.

    С 2009 года в округе реализуется новое направление ПНПО «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Очень сложный и дорогостоящий проект, требующий взвешенных, комплексных решений, и как видно на слайде, округ - в лидерах по этому направлению ПНПО.

    Следует подчеркнуть, что информатизация, с одной стороны, ключевое направление модернизации образования, а с другой – это процесс, требующий постоянного пополнения ресурсами. С этой точки зрения крайне важно сформировать региональные и межрегиональные системы, которые позволят значительно снизить тарифы на предоставление школам доступа в сеть Интернет. Такой опыт в округе есть: региональные системы в Омской области и Республике Бурятия обеспечили снижение тарифов в среднем соответственно на 20% и 38%. Создается и межрегиональная система на базе ОблЦИТ г. Новосибирска.

    Завершая информацию о реализации ПНПО в общем образовании, нельзя не сказать о его качестве. Показателей качества много и по многим из них региональные системы образования нашего округа занимают достойное место в РФ. Приведу данные этого года только по одному официальному показателю, которым являются результаты ЕГЭ.

    А они говорят о следующем:

    • в большинстве регионов результаты ЕГЭ 2010 года выше, чем в 2009 году;
    • вместе с тем, среднестатистический тестовый балл ЕГЭ СФО (50,52) ниже среднероссийского (52,55) (кроме Томской области);
    • Одновременно в округе успешно реализуется ПНПО и по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи».

    4.О реализации ПНПО в профессиональном образовании.

    Задачи по модернизации профессионального образования рассмотрены в сентябре на Госсовете под руководством Президента РФ Д.А. Медведева.

    В рамках принятых решений в округе реорганизуется сеть учреждений начального и среднего профессионального образования, создаются отраслевые ресурсные центры и ведется работа по внедрению новых ФГОС. Так в 2010 г. в Красноярском крае обеспечен переход четырех учреждений НПО в статус автономных.

    По итогам конкурсного отбора в 2009 -2010г. г. статус «национального исследовательского» получили 4 университета Сибирского федерального округа: Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, Томский государственный университет и Иркутский государственный технический университет. Еще 4 университета в 2010 году по итогам конкурсного отбора получат поддержку из федерального бюджета на развитие инновационной инфраструктуры: Сибирский федеральный университет, Кемеровский государственный университет, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Сибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Это прямое признание высокого уровня потенциала высшей школы Сибири.

    Для того, чтобы в условиях демографического спада и сформировавшегося перекоса набора в сторону гуманитарных специальностей, развивать этот потенциал необходимо активнее внедрять профильное обучение в системе общего образования по естественнонаучным направлениям, что требует как внесения изменений в образовательный процесс, так и новых вложений.

    О дошкольном образовании.

    Снижение очередности в ДОУ являются для всех регионов СФО серьезной проблемой, которая требует комплексного решения, включающего как увеличение мест за счет бюджетных средств, так и привлечения внебюджетных источников. Новый СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22 июля 2010 № 91 позволяет создавать сеть семейных дошкольных групп, которая начинает активно создаваться в регионах округа. Вместе с тем, увеличение рождаемости детей обостряет данную проблему и обуславливает необходимость поддержки усилий регионов из федерального бюджета.

    Уважаемые участники совещания!

    Многие направления ПНПО завершены на федеральном уровне, но значительная часть проблем образования еще ждет своего решения. И они нуждаются не только в грамотных управленческих решениях и изыскании внутренних ресурсов, что мы делаем, но и широком обсуждении и консолидированной поддержке общества. С этой целью озвученные в докладе и другие проблемы будут обсуждаться на Съезде работников образования Сибири, который состоится 11-12 ноября этого года в г. Томске и на котором, я уверен, будут выработаны решения, направленные на дальнейшее развитие образования в Сибири.