18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Тема реорганизации системы начального профессионального образования (НПО) стала предметом обсуждения на очередном Совете администрации под председательством губернатора края Александра Карлина.

 

Реорганизация профтехучилищ – процесс болезненный, но необходимый, считают в Управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи. Количество учащихся в ПУ края ежегодно сокращается, и сегодня недобор в училища начальной профессиональной подготовки составляет в среднем 37 %. В отдельных ПУ и того больше: в ПУ № 5 (с. Чистюнька Топчихинского района) – 63 %, в ПУ № 59 (Усть-Пристань) – 72 %. И таких много: колоссальный недобор – тенденция времени. Кстати, по данным вице-губернатора и начальника регионального Управления по образованию Юрия Денисова, эта тенденция дальше будет только усугубляться. Причина тому объективная – прогнозируемое сокращение численности учеников 9 – 11 классов в средних школах. Неутешительная тенденция, по имеющимся прогнозам, сохранится до 2025 года. 15 лет – слишком долгий срок, чтобы только сидеть и ждать изменения ситуации – в демографии, на рынке труда, в экономике.

 

В системе НПО края сегодня – 64 ПУ, ровно половина из них – в сельской местности. Все они финансируются из краевого бюджета. В администрации края посчитали, что раз профтехучилища наполовину пусты, и так еще будет довольно долго, значит, надо что-то менять в самой системе. Иначе никаких бюджетных денег не хватит. Тем более что в нынешних экономических условиях приходится экономить каждую копейку.

 

В пользу реструктуризации говорит и еще один момент. Производственно-техническая база многих училищ устарела и не отвечает современным требованиям. Училища НПО необходимо модернизировать, оснащать современным оборудованием, а преподавательский состав нуждается в повышении квалификации. Так вот вопрос: целесообразно ли вкладывать немалые средства, например, в то же Чистюньское ПУ № 5, если студентами оно заполнено меньше чем наполовину, а спрос на механизаторов (основная специальность ПУ) в районе сегодня – нулевой?

 

Реорганизация системы НПО начата в крае в 2008 году и продлится до 2011-го. Первым шагом стало создание 5 ресурсных центров на базе краевых государственных учреждений начального профессионального образования. Два из них находятся в Барнауле (направления – металлообработка и строительство), по одному в Бийске (металлообработка, открытие центра запланировано на май), в Благовещенке (сельское хозяйство) и Первомайском (сельское хозяйство).

 

- Ресурсные центры в профессиональных училищах организуются с целью повышения доступности для граждан качественного профессионального образования на основе концентрации высокостоимостных ресурсов из государственных и негосударственных источников и создания учебно-методической базы обучения для группы учреждений НПО, готовящих кадры родственных профессий, - подчеркнул Юрий Денсов. – Финансирование ресурсных центров осуществляется за счет средств краевой целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края» на 2008-2010 годы».

 

В 2008-2009 годах в ресурсные центры направлено 80 млн. рублей из краевого бюджета, 55 млн. – из федерального, 54 млн. – из внебюджетных источников (средства социальных партнеров).

 

В ресурсыне центры закуплены современные техника и оборудование, на таких выпускникам ПУ придется работать на предприятиях: универсальные металлорежущие станки с цифровой индексацией, станки с ЧПУ, современная сельскохозяйственная техника и т.д. По данным Управления, ресурсные центры сегодня полностью выполняют планы приема по профильным профессиям, им свойственны повышенные показатели трудоустройства выпускников.

 

Помимо ресурсных центров в крае создано 4 федеральные экспериментальные площадки (всего их 9) – для апробации новых идей, инноваций по различным аспектам деятельности НПО. Ключевым направлением инновационной деятельности в учреждениях НПО является формирование информационной образовательной среды. В рамках реализации мероприятий по информатизации НПО в 2008-2009 годах на бюджетные средства закуплена компьютерная техника на 10 млн. рублей, 15 интерактивных аппаратно-программных комплекса, 22 ноутбука, 150 ПК и др. В результате сегодня в каждом втором ПУ системы НПО есть компьютерные классы-комплекты, организован доступ учащихся и преподавателей к сети интернет. В целом за 2 года уровень оснащенности учебных кабинетов и лабораторий компьютерной техникой вырос на 40 %. Сегодня НПО имеет 1650 компьютеров, 98 компьютерных классов. Продолжается работа по созданию электронных библиотек и медиацентров, в обучение внедряются передовые информационные технологии...

 

Все вышеперечисленное стало возможным потому, что имеющиеся в распоряжении средства (небезразмерные, конечно) удалось сконцентрировать и тем самым повысить качество обучения по специальностям НПО. Распылить средства на все ПУ – это вряд ли сказалось бы на уровне подготовки выпускников.

 

Кроме того, регионам приходится учитывать, что в октябре 2009 года Минобрнауки РФ был издан приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессиям». По словам Юрия Денисова, стандарты нового поколения значительно отличаются от предыдущих: «Если предыдущие стандарты похожи на типовую программу, то в новых стандартах нормируются требования к результатам образования».

 

Стандарты жестко определяют, какой должна быть материально-техническая база ПУ, его учебно-методическое оснащение, какого уровня и опыта  преподавательский состав.

 

Постановлением администрации Алтайского края № 10 от 19 января 2010 года создана краевая экспертная комиссия по вопросам модернизации НПО. На первом заседании комиссия рассмотрела и утвердила план мероприятий по модернизации НПО Алтайского края на 2010-2011 годы. Его основными направлениями являются:

  • Введение новой системы оплаты труда работников НПО;
  • Переход к нормативно-подушевому финансированию;
  • Реструктуризация сети НПО;
  • Структурные изменения профессиональных образовательных программ, расширение форм подготовки кадров;
  • Развитие государственно-общественного управления, частно-государственного партнерства;
  • Создание системы оценки качества НПО.
 

Какие аргументы в пользу реструктуризации НПО видит Управление по образованию, кроме низкой наполняемости ПУ? Это – дублирование структуры подготовки в близлежащих ПУ; отсутствие текущей и перспективной потребности в подготовке квалифицированных рабочих; износ и несоответствие требованиям материально-технической базы и учебно-лабораторного оснащения; неэффекивность расходования бюджетных средств.

 

Юрий Денисов, заместитель губернатора Алтайского края, начальник регионального Управления по образованию и делам молодежи:

- Основой всех изменений являются федеральные государственные образовательные стандарты НПО нового поколения, которые нацелены на обеспечение соответствия качества подготовки требованиям рынка труда и устанавливают требования к структуре, к результатам освоения и к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ. Потребуется создание новых и переоснащение уже имеющихся кабинетов, лабораторий и мастерских современным оборудованием и техникой. Согласно приказов Министерства образования и науки РФ утвержденные стандарты нового поколения начинают действовать с 1 января 2010 года. Полный переход на новые стандарты должен завершиться до 2012 года.

 

Александр Карлин, губернатор Алтайского края:

- Реализация планов социально-экономического развития региона самым непосредственным образом зависит от качества трудовых ресурсов, от реальных возможностей получения в регионе востребованных экономикой и социальной сферой профессий. Ключевая роль в этом принадлежит профессиональным училищам и лицеям, осуществляющим подготовку квалифицированных рабочих кадров.

 

Учитывая значимость этой проблемы, в крае была разработана и принята краевая целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края» на 2008-2010 годы». В рамках этой программы мы в последнее время в основном и строим свою работу – по улучшению качества подготовки квалифицированных рабочих, по модернизации образовательного процесса.

 

Создаются ресурсные центры и базовые площадки. Мы принимаем меры по стимулированию труда лучших мастеров производственного обучения, передовых учащихся, коллективов образовательных учреждений НПО. В крае внедряются новые инновационные образовательные программы. В частности, программа подготовки специалистов по металлообработке – для машиностроения Алтая. Это одна из наиболее востребованных профессиональных групп.

 

Но вместе с тем в системе НПО остается ряд нерешенных или не полностью решенных проблем. В частности, наблюдается тенденция снижения контингента обучающихся, падает востребованность выпускников. Пока еще низка эффективность использования имущества, переданного образовательным учреждениям. Есть проблема старения кадров – преподавателей и мастеров. Не принимаются все необходимые меры по системному повышению профессионального уровня преподавательского состава ПУ.

 

Принимаемые меры пока еще не приносят тех результатов, на которые мы рассчитываем. Необходимо обеспечить кардинальную модернизацию начального профессионального образования в крае...

 

Евгений Ганеман, председатель исполкома Союза промышленников Алтайского края:

- Союз промышленников поддерживает модернизацию НПО. Необходимо многое менять. Хотя не следует нам забывать фразу известного философа о том, что если вы задумали что-то изменить в церкви, армии и школе, то хорошенько подумайте и откажитесь. Главное – не сделать хуже, чем было. Союз промышленников – за индивидуальный подход к каждому учебному заведению. Что хорошо для одного ПУ, может быть плохо для другого.

 

У меня несколько пожеланий. Больше внимания нужно уделять практическим занятиям на современном оборудовании. Это обязательно скажется на повышении качества выпускников.

 

Очень хочется, чтобы было обучение на контрактной основе – с бюджетным или коммерческим финансированием.

 

И еще. Научить – это полдела. Другая задача – как удержать работника. Об этом нам всем нужно думать. Человеку должно быть комфортно работать на предприятии.