18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

О своем видении реформирования здравоохранения в Алтайском крае, о региональной программе модернизации здравоохранения (ПМЗ) и недавно принятой депутатами Стратегии борьбы с табакокурением рассказал в интервью Doc22 известный онколог, председатель комитета краевого Законодательного собрания по здравоохранению и науке Александр ЛАЗАРЕВ.

 


- Александр Федорович, как вы оцениваете программу модернизации здравоохранения (ПМЗ) в Алтайском крае? Считаете ли вы, что в ней в полном объеме учтена специфика региона и как она сопрягается с аналогичными документами, разработанными в соседних регионах, вписывается в общую модернизационную стратегию страны в сфере здравоохранения? Как соотносится и взаимосвязана ПМЗ с другими модернизационными программами в социальной сфере и экономике края?

 

- Это достаточно емкий и сложный документ, который долго и основательно готовился. Сегодня сказать, что он доведен до совершенства, наверное, нельзя. Программу пришлось править после Послания Президента РФ. Она исходит из того, что мы сейчас имеем. Многое бы хотелось предусмотреть и запланировать, но наши желания ограничены имеющимися ресурсами, которые и приходится учитывать. В ходе доработки Программы ее существенно  расширили. Надо отдать должное губернатору Александру Карлину, который пошел на увеличение финансирования Программы на 700 млн. рублей, и сегодня ее бюджет превысил 9 млрд. рублей. Мы считаем, что разработанный в крае документ носит оптимальный характер, его содержание соответствует поставленным перед регионом Минздравом целям и задачам, все направления в нем отражены. Программа четко вписывается в общую модернизационную схему реформирования системы здравоохранения России. Насколько она хуже или лучше, чем программы, разработанные в других регионах? Мы не со всеми успели ознакомиться, но, думаю, наша не хуже, а в чем-то даже и лучше. К примеру, по направлению онкологии, где внедряются  четыре стандарта, тогда как в других принимается один . Предлагаемые нами разделы учитывают региональную специфику Алтайского края, его проблемы. Здесь никакого диктата со стороны Москвы не было. В качестве одного из приоритетов программы обозначена также пульмонология, легочные заболевания. Не во всех регионах она выведена на эти позиции.  

 

Если говорить о сопряжении программы модернизации здравоохранения с другими программами развития социальной сферы, то в ней, к примеру, важное место уделено проблемам реабилитации, которые связаны со многими сферами социально-экономической жизни региона.  А это качество жизни пациентов, развитие санаторно-курортной сферы. Программа модернизации здравоохранения края тесно взаимосвязана со сферой образования, профилактикой заболеваемости, повышением здравоохраненческой культуры. Ведь на 90 процентов здоровье человека зависит от него самого.

 

- Какую роль разработчики ПМЗ отводят муниципалитетам? Институтам гражданского общества?

 

- Даже если учреждения здравоохранения будут переданы с местного уровня на краевой, они все равно будут располагаться на местах. Обеспечить нормальную работу ФАПов, участковых больниц могут только муниципальные власти, в крае все проблемы не решить. Да и такие задачи никто не ставит. Убежден, власть должна содействовать тому, чтобы население пользовалось имеющимися возможностями медицинских учреждений:  обеспечить нормальное прохождение жителями диспансеризации, скрининговых исследований, организовать движение пациентов, перевозку, доставку, связь и т.д. Роль гражданского общества  лежит в разъяснении гражданам того, что их здоровье – это сфера их личной ответственности. Все гражданские институты, общественные организации, политические партии, СМИ должны на это обращать особое внимание. Мы провели несколько «круглых столов» по инициативе самых различных партий, которые прекрасно понимают, что без качества здоровья невозможно добиться развития общества.

 

- Как, с вашей точки зрения, должна выглядеть по итогам реализации ПМЗ оптимальная структура системы здравоохранения Алтайского края? Какое место в ней отводится первичному звену и институтам специализированной медицинской помощи?

 

- Всему свое место. Первичное звено – главное, и его значение повышается. ФАПы, участковые больницы, врачебные амбулатории, первичная медицинская практика, городские и сельские поликлиники – это все первичное звено. От эффективности их работы многое зависит. Профилактика, диагностика, реабилитация  - на плечах этого звена. Специализированные центры выполняют свою роль – излечение, правильное и экономичное. К тому же первичное звено должно выполнять важнейшую функцию психологической помощи гражданам. Серьезным подспорьем являются сегодня и федеральные центры. Надо правильно использовать и федеральные квоты, выделяемые региону на осуществление сложных операций.  На это сегодня выделяются большие средства. Сейчас край имеет около 1 тысячи квот, по которым можно направлять на высокотехнологичное лечение. Получить такую помощь можно без проблем – надо просто знать, как такой возможностью воспользоваться. По онкологии вообще отказов сегодня нет – лечись на здоровье! Другое дело, что край сегодня и сам в состоянии сам сегодня делать, причем ни сколько не хуже, чем в других медицинских центрах за его пределами.

 

- Вы как-то заявили, что первый этап осуществления ПМЗ может в известной степени принести некие издержки и потери, которые будут компенсироваться впоследствии. Что вы имели в виду? Насколько велики будут эти первоначальные неизбежные потери и в чем они могут выражаться?

 

- Вся система, вся эта махина должна работать по-новому. Однако для этого нужен какой-то промежуток времени, одномоментно  перестройка не произойдет. Менталитет, психологию врачей и пациентов  нужно менять, а для этого требуется время и усилия. Сегодня создается целый ряд межмуниципальных центров, в межрайонные центры надо будет направлять потоки пациентов. Они должны привыкнуть, что квалифицированная, профессиональная помощь будет оказана им именно там. Поначалу это не всегда срабатывает. Но это неизбежно. Любая перестройка приводит к тому, что нужно ломать какие-то стереотипы, привычки. Вообще, на первом своем этапе реформа требует некоего психологического напряжения. Однако подготовка к модернизации уже ведется в течение последнего года. Важно выполнить ту задачу, которую поставил перед нами губернатор Карлин: чтобы население не почувствовало никаких трудностей, связанных с модернизацией. Ведь людям важно, чтобы им была доступна медицинская помощь и она была качественной. Человек не должен почувствовать этих реформ. Это мы и стараемся делать.

 

- По оценкам некоторых федеральных экспертов, сфера здравоохранения края по-прежнему лидирует по уровню неэффективных расходов. Ваш рецепт повышения ее открытости, транспарентности?..

 

- Оценки усредненные. Нельзя сравнивать эффективность работы краевого здравоохранения с, допустим, регионами ЦФО. Конечно, коечный фонд подчас у нас нерационально используется, исполняя нередко социальную функцию. Ведь Алтайский край – это несколько территорий Тверской области или Московской области. Здесь тысячи километров от одной границы до другой. У нас 60 районов, высокий удельный сельского населения. Есть своя специфика, которую надо учитывать. Не нужно торопиться, не надо усреднять. Сельское население устраивает здравоохранение районного звена. И селяне подчас не едут в специализированные центры, даже если лечение там более качественное. Поэтому мы сегодня, учитывая эту особенность и специфику, организовали центры онкологической помощи по зонам, в Рубцовске, Бийске, зональные онкокабинеты в Славгороде и Камне-на-Оби. И поэтому здравоохранение, к примеру, наша онкологическая помощь, считается одной из лучших в России. И это при том, что ресурсов привлекается меньше, чем в Новосибирской области, но организация лучше. Наши перспективы – активизация стационарозамещающих технологий, стационары на дому, чтобы койка работала не как социальная, а как медицинская. Это, в конечном счете, и должно уменьшить неэффективные, нерациональные расходы.

 

- С  вашей точки зрения, участившиеся в последнее время трагические происшествия в медучреждениях Алтайского края свидетельствуют о накоплении некой «критической массой» в системе регионального здравоохранения? Если да, то в чем она проявляется? Каково, по вашему мнению, доля и значение объективных и субъективных факторов в этих инцидентах?

 

- Кто сказал, что они участились? Я сорок лет в здравоохранении. Смею заметить, что ни осложнений, ни летальных исходов не стало больше. Более того, их стало меньше на порядок! Вот недавний трагический случай в ожоговом центре связан не с действиями медиков, а обусловлен объективными обстоятельствами, не дававшими медикам шансов. Надо понимать, что люди умирают в больницах, это происходит каждый день. И происходит это во всем мире. Даже в развитых странах люди умирают и по причине человеческого фактора. И там корпоративная солидарность, порука крайне высоки, медицинское сообщество закрыто значительно более, нежели у нас.  Медицина стала более открытой. Мы про многое говорим более открыто, чем раньше. Более напористы сегодня и журналисты. В то же время послеоперационная летальность существенно, многократно снизилась. Таких случаев значительно меньше, оттого они и на виду, оттого о них и говорят, пишут. Возросла эффективность здравоохранения, но и люди стали более требовательными. Ничего страшного в таком пристальном общественном внимании к проблемам медицины не вижу. Это мобилизует медиков, информирует населения, дисциплинирует руководителей медучреждений. Это служит, в конце концов, делу защите людей. Единственное, что не нравится, так это подчас некомпетентность некоторых суждений. Так что, повторю, никакого увеличения инцидентов в здравоохранении в регионе нет. Никакой «критической массы» нет и не надо что-то выдумывать. Думаю, губернатор правильно поступил, когда заострил проблемы качества работы медиков на последнем заседании коллегии управления по здравоохранению.

 

- Какова роль стимулирования и пропаганды здорового образа жизни в рамках ПМЗ? Что предполагает, к примеру, предлагаемый вами в масштабах края пакет мер по борьбе с табакокурением (Стратегия)?

 

- Сегодня важно переломить сознание людей. Стратегия – это идеология, определяющая порядок, алгоритм последующих действий. У нас многое утеряно, утрачено. Сегодня важна идеология здорового образа жизни, сохранения здоровья, сбережения нации. Она должна пропитывать, принизывать сознание. Для этого разработана эта Стратегия борьбы с табакокурением. Ведь общество подошло к такой черте, когда уже беременные курят, умышленно идя на рождение нездорового ребенка. В ее осуществлении огромную роль будут играть СМИ. Очень непросто проходят эти идеи, даже в органах власти они наталкиваются на сопротивление. Я предложил объявить краевое Законодательное собрание некурящим. Курящие депутаты отмолчались! Именно партия «Единая Россия» взялась за осуществление этой программы, решение неблагодарной, не слишком популярной проблемы, связанной с большими финансовыми интересами. Стратегия принята краевым Законодательным собранием и носит статус закона. Любопытно, что на уровне Федерации этого пока не удалось сделать. Алтайский край наряду с Чувашией стал первым пионерами в разработке и принятии антитабачных законов. Стратегией четко определены цели и задачи ее осуществления. К примеру, к 2015 году уменьшить наполовину число в Алтайском крае курящих женщин, их не должно быть больше 15 процентов. Планируется наполовину снизить зависимость от т.н. «пассивного» курения, наносящего огромный вред здоровью некурящих граждан. После принятия Стратегии становится понятно, куда должно двигаться законотворчество, какие законы и нормативные акты надо будет принять.  После того, как была принята Стратегия целый ряд образовательных и лечебных учреждений запретили курение в своих стенах.

 

- В рамках ПМЗ планируется разработка краевой программы закрепления молодых врачебных кадров в сельской местности. Что, по вашему мнению, должно найти отражение в содержании этого документа? Какие инструменты должны применить власть и общество для повышения в масштабах края привлекательности и престижа профессии медика?

 

- На сегодняшний день открытость здравоохранения повлияла на престиж профессии медика. Складывающееся впечатление о многочисленных ошибках и проблемах в здравоохранении формирует негативное отношение к медицине, сказалось на ее авторитете. Но, убежден, ситуация будет меняться к лучшему. Этому будет способствовать и внедрение современных технологий. Никакого престижа не добьешься без комфортных условий, современного оборудования, достойной зарплаты, социальных гарантий. Престиж будет расти по мере улучшения условий труда. Пока и зарплата отстает от социальных потребностей, ставится задача ее увеличить. Должны быть и особые приоритеты по селу, где работать врачу значительно сложнее. Поэтому должна быть выше и зарплата, и социальная защищенность, и поддержка со стороны государства.

 

Беседовал Артем КУДИНОВ