Более 550 тысяч жителей Алтайского края пользуются мерами социальной поддержки
Более 550 тысяч жителей Алтайского края пользуются мерами социальной поддержки
![]() В Барнауле корпус начальной школы №93 в селе Лебяжье перевели на геотермальное отопление с использованием тепла земли. Как отметил глава города Сергей Дугин, в Алтайском крае это первый опыт применения такого источника возобновляемой энергии для отопления бюджетного учреждения. «Такая система отопления позволяет не только применять энергосберегающие технологии, но и быстрее отказаться от угольных котельных, чтобы воздух в городе стал чище. Бюджетная сфера должна стать примером внедрения таких современных технологий», - отметил он. Необходимость реконструкции системы отопления возникла из-за отказа ведомственной котельной продолжать поставлять тепло в школу. В этой ситуации администрация города приняла решение применить для реконструкции системы отопления школы инновационную технологию – заменить привычную высокотемпературную систему отопления на низкотемпературную с использованием тепла земли. - Мы установили здесь мощный тепловой насос, который перекачивает низкопотенциальное тепло земли и преобразует его в тепло пригодное для отопления. Работает насос по принципу холодильника: за две минуты отбирает тепло из грунта, где всегда плюс пять-семь градусов. Затем преобразует его в выскокопотенциальную тепловую энергию и в систему она поступает уже с температурой около 50 градусов. При этом грунт охлаждается до минус 2-3 градусов. Летом идет восстановительный процесс: система отдает тепло земле за счет пассивного кондиционирования школы, - рассказал руководитель Центра развития автономных технологий и возобновляемой энергетики (РАТИВЭ) Александр Честных. Рядом со школой установили мощный тепловой насос, который «качает» тепло земли. Фото Центра РАТИВЭ Для повышения эффективности применен комплексный подход: перед установкой геотермального оборудования выполнено утепление здания, устроена энергосберегающая вентиляция с использованием тепла для подогрева наружного воздуха. - Школу утеплили от фундамента до крыши, - пояснил председатель комитета по энергоресурсам и газификации администрации Барнаула Александр Кощеев. - Одели ее в «шубу» из вспененного стекла, закрыли вентилируемым фасадом, поставили утепленные двери и семикамерные стелопакеты на окна. Превратили здание в «термос», сведя теплопотери к минимуму. А чтобы обеспечить приток свежего воздуха, установили энергосберегающую приточно-вытяжную вентиляцию с рекуперацией тепла, когда выходящий теплый воздух из классов подогревает поступающий снаружи. По словам Александра Кощеева, полная модернизация здания и инженерных систем начальной школы, где сегодня учится 159 детей, обойдется городскому бюджету в 17,7 миллиона рублей. В администрации города надеются, что эти инвестиции окупятся за шесть-семь лет. Ведь единственной альтернативой «теплу земли» было электрическое отопление с затратами в 1,3 миллиона рублей в месяц. Электрокотел в школе тоже установили, но лишь как резервный источник питания. - Геотермальная система отопления на 70-80% экономичнее, поскольку на 100 кВт тепла оборудование потребляет всего 20-30 кВт электроэнергии. К тому же мы поставили еще один тепловой насос на кухне. Он отбирает избыточное тепло в пищеблоке школы, образующееся при приготовлении пищи. Это тело идет на нагрев воды. Так что расходы на горячую воду здесь практически равны нулю, - подчеркивает Александр Честных. Родителям и школьникам непривычно, что при прохладных батареях — всего 35-36 градусов тепла, температура в классах поддерживается оптимальная - плюс 22 градуса. «С середины ноября, когда школа перешла на геотермальное отопление не было ни одной жалобы на низкую температуру в классах», - отметила председатель комитета по образованию Наталья Полосина. Сергей Дугин (слева) и Александр Честных проверяют теплоотдачу низкотемпературных батарей в школе. Фото администрации Барнаула По словам Сергея Дугина, опыт Лебяжинской школы в городе планируется тиражировать. Кроме того, глава города поручил проводить со школьниками факультативные занятия по энергосбережению, во время родительского собрания ознакомить с работой системы родителей. |