18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Минэкономразвития провело в Барнауле всероссийский семинар -совещание по вопросам организации госзакупок.  Почему Алтайский край был выбран местом проведения столь представительного совещания? Оказывается, для этого были серьезные основания…

Форум

Госзаказ становится серьезным рычагом развития экономики края. В прошлом году в регионе размещено государственных и муниципальных заказов на 6,8 миллиарда рублей – в четыре раза больше, чем годом ранее. Край вошел в число лидеров России по эффективности работы в этом направлении.

- Для государственных и муниципальных заказчиков наступивший 2008 год будет особенно сложным. Во-первых, в ФЗ № 94 принято много поправок. Во-вторых, сам закон сложен в применении. И, наконец, с 1 января приняты серьезные поправки в бюджетный кодекс, они существенно меняют систему бюджетного процесса и систему расходования бюджетных средств, - заявила на барнаульском семинаре заместитель директора департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли РФ Анна Катамадзе.

Всероссийский семинар-совещание «Актуальные вопросы размещения государственного и муниципального заказа и применение положений Федерального закона № 94-ФЗ» организован МЭРТ РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой России и Комитетом по государственному заказу и развитию предпринимательства Межрегиональной общественной организации «Московская ассоциация предпринимателей» при поддержке Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края.

В экономическом форуме приняли участие около 700 специалистов из трех округов – Уральского, Сибирского и Дальневосточного. Почему местом проведения форума был выбран именно Барнаул?

- По размещению госзаказа Алтайский край «впереди планеты всей», - считает председатель комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства Московской ассоциации предпринимателей Андрей Садофьев. -  Всего за год регион вышел на лидирующие позиции. Это значит,  что работе по реализации ФЗ № 94 на Алтае уделяется много сил и времени, совершенствуется механизм использования тех рычагов, которые закон дает для экономии бюджетных средств.

- Да, действительно, Алтай – регион в этом плане продвинутый, - поддерживает коллегу московский эксперт в области размещения госзаказа Валентин Кузнецов. - Очень важным является то обстоятельство, что внимание к госзаказу в крае уделяет cам губернатор края Александр Карлин.

Экономия в одном пакете

Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принят два года назад. По оценке большинства экспертов, а также непосредственных участников процесса госзакупок, закон получился сырым и сложным для понимания и практического применения. Понимают это и в правительстве РФ. Уже приняты сотни поправок, и процесс совершенствования закона будет продолжен.

Несмотря на громоздкость и несовершенство ФЗ № 94, в крае его сразу восприняли как реальную возможность экономическими методами помочь алтайским предприятиям с заказами, стабилизировать их работу, способствовать увеличению объемов производства и, как следствие, - росту экономических показателей региона. Первый год оказался пробным. До этого, по сути, процесс размещения государственных, а особенно муниципальных заказов был пущен на самотек.

- При системе государственных закупок, действовавшей на момент вступления в действие ФЗ №  94, существенное повышение эффективности было невозможно. Раздробленность объемов закупок, непрозрачность проводимых процедур, ограничение конкуренции приводили к значительным потерям бюджетных средств, - таково мнение начальника Главэкономики края Михаила Щетинина.

В 2006 году заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг были размещены на 1,3 миллиарда рулей. Экономия бюджетных средств составила 100 миллионов. В 2007 году Главэкономики, являющийся уполномоченным органом по размещению заказов для нужд Алтайского края, сделал ставку на централизацию процесса госзакупок. Централизованный подход, когда аналогичные потребности заказчиков в товарах, работах или услугах объединялись в один пакет, позволил получать более выгодные условия от поставщиков. И в итоге сэкономить в 2007 году уже 440 миллионов бюджетных средств.

По прогнозам на 2008 год, объем регионального заказа (государственный заказ для нужд края плюс муниципальный заказ) составит 14,6 миллиардов рублей.

Контракт на три года

О новациях в законодательстве рассказала Анна Катамадзе:

- Одним из нововведений стало предоставление участникам торгов права заключать долгосрочные контракты, то есть такие, которые выходят за пределы одного года. В январе вышло постановление правительства РФ, в соответствии с которым заказчики вправе заключать контракты в пределах трех лет (на товары, работы и услуги) без каких-то особенных процедур, что называется, по умолчанию – но только в том в случае, если в регионе принят трехлетний бюджет.

Также 1 января 2008 года вступила в силу поправка к ФЗ № 94, в соответствии с которой все виды работ по строительству, реконструкции, капремонту осуществляются исключительно путем проведения аукционов. В адрес МЭРТ было много критики и нареканий. Мол, как же можно проводить аукционы на строительство объектов, ведь это очень сложный комплекс работ, к тому же нужно учитывать квалификацию исполнителей.

ФЗ № 94 и строительное законодательство предусматривают достаточное количество механизмов защиты государственного заказчика с тем, чтобы обеспечить отсутствие на аукционах демпинга по строительным работам, а также обеспечить качественную приемку  работ.

Если нет акта о вводе в эксплуатацию, можно не оплачивать. Пусть подрядчики судятся, это их право.

МЭРТ также против того, чтобы авансировать работу подрядчика. Это относится не только к строительной сфере – вообще к госзаказам как таковым. В принципе авансирование работ не исключено, но происходить это должно «крайне редко» и не более чем на 30 процентов величины заказа. Вместо этого заказчики зачастую авансируют поставщиков на 80-100 процентов. По мнению Катамадзе, это означает «обеспечить полный провал исполнения государственного контракта. Если у поставщика нет своих собственных средств, чтобы выполнить контракт, не надо с ним вообще заключать контракт. Поставщики сами должны оценивать свои риски и возможности выполнения контракта. Если поставщик не рискует деньгами, по-другому его не заставишь работать. Есть риск – появляется и ответственность.  Чем меньше аванс – тем лучше. Но еще лучше, если его не будет вообще.

Анна Катамадзе призвала обратить более пристальное внимание на значимость реестра недобросовестных поставщиков - эта мера борьбы с недобросовестными компаниями весьма эффективна. Кроме того,  заказчик вправе устанавливать любые квалификационные требования, то есть за ним остается право на субъективную оценку. Но оно должно быть зафиксировано в конкурсной документации.

Кстати, в феврале Алтайский край примет участие в выставке «Госзаказ-2008», которая пройдет в Москве. Участие в выставке – это возможность для наших предприятий «засветиться» перед госзаказчиками в надежде получить в будущем дополнительные, не исключено, крупные  заказы.

Край представит товары и услуги, которые производят предприятия на Алтае. Ведь государственные закупки не ограничиваются границами одного региона, ведется системная работа по гособоронзаказу, в ходе которой удалось наладить контакты с СибВО, Тихоокеанским флотом, Минобороны и МВД РФ.