18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В середине февраля состоялась встреча губернатора Алтайского края Александра Карлина с журналистами ведущих краевых СМИ, которых в известной степени можно было бы отнести к «губернаторскому пулу». Впервые эта неформальное мероприятие прошло в отремонтированном малом зале администрации, который стал на порядок более комфортабельным, современным и приспособленным к эффективной работе. Глава края не без гордости сообщил журналистам, что именно им предоставлена честь первыми «открыть» реконструированный малый зал, где им еще не раз придется встречаться с руководителями края и, конечно, самим губернатором. Редакция сайта www.doc22.ru с некоторыми сокращениями публикует стенограмму этой встречи.

Александр Карлин:

- Хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие в подготовке и проведении Всероссийского сельского схода. Что касается самого мероприятия, его значимость выходит далеко за пределы Алтайского края. В нем принимали участие представители 76 регионов Российской Федерации, для которых аграрные проблемы являются актуальными. Кто, собственно, и занимается сельхозпроизводством, сельхозпереработкой, кто представляет социальную сферу села.

Алтайский край усилиями всех его жителей нарабатывает свою репутацию. А она дорогого стоит, и нам еще поможет. То, что наш регион получил возможность более достойно позиционироваться, прямой результат их труда. Хотел бы подчеркнуть одну вещь. Когда мы говорим о вещах такого уровня, как Всероссийский сельский сход важно не перегнуть палку. Конечно, важно нормально встретить гостей, создать им комфортные условия для работы. Но, с другой стороны, не перестараться в этом.

Круг проблем, обсуждаемых на Сходе, не замыкался на производстве. Ведь сельская инфраструктура подчинена как производственным, так и социальным задачам. Поэтому разговор носил весьма широкий характер. Стоит особо отметить, что весьма продуктивно прошла первая часть работы Схода, проведенная в формате «круглых столов». Остро обсуждались вопросы социального развития села, сельской демографии. И многие темы обсуждения очень логично перекочевали в Новосибирск, где буквально на следующий день рассматривалась демографическая ситуация в масштабах страны. Однако надо отметить, что на селе эти проблемы особенно остры. Итоговым документом Схода стал Наказ, адресованный президенту, правительства и парламенту нашей страны.

Выбор Барнаула и Алтайского края в качестве площадки для проведения такого форума для нас был большой честью с одной стороны, с другой –  стал очень достойным поводом в федеральном формате обозначить самые острые проблемы алтайского села. Они типичны для многих регионов, но в то же время для нашего края, где аграрная тема (так уж сложилось исторически!) является определяющей, особенно значимы и актуальны. Думаю, что нам удалось обозначить эти проблемы, обозначив их остроту.

Анатолий Муравлев, обозреватель «Алтайская правда»:

- Были ли приняты по итогам визита 1-го вице-премьера Дмитрия Медведева какие-то решения, даны какие-либо поручения?..

Александр Карлин:

- Всем известно, что визиты такого уровня всегда используются руководителями регионов для того, чтобы донести до руководителей федерального уровня региональные проблемы. Грош была бы мне цена, если я не воспользовался такой возможностью! Я бы отметил такое качество Дмитрия Анатольевича (Медведева – Авт.) как прекрасная память. Ему ничего не нужно повторять! В то же время было понятно, что Дмитрий Анатольевич хорошо поработал в ходе подготовки визита с документами. Это чувствуется с первых минут общения с ним. В этом смысле мне было легко.

О чем же шла речь? Разумеется, аграрная тема превалировала. Но совершенно очевидно, что обсуждаемый вопросы выходили за рамки этой проблематики. Вопрос номер один – дальнейшая газификация Алтайского края. Дмитрий Анатольевич в курсе, движение в этом направлении есть, дополнительный документ подготовлен и передан. Я примерно знаю, кому и какое будет дано поручение. Думаю, это ускорит решение вопроса по включению направлений Юг и Юго-Запад  в инвестиционную программу «Газпрома»  и подготовку проектно-сметной документации, что является довольно дорогостоящим делом, особенно для строительства магистральных газопроводов. Это будет означать, что инвестор начал тратиться, а это, в свою очередь, показывает, что он «распакован». У нас есть очень серьезная надежда, что на эту часть программы «Газпром» начнет тратиться уже в этом году.

Еще одна тема, которую я затрагиваю очень осторожно. Но она очень значима для края, в частности, в контексте здоровья и демографии. Мы имеем скорректированную в сторону уменьшения объемов и сокращения направлений Семипалатинскую программу. В документе, который я передал Дмитрию Анатольевичу Медведеву, содержатся предложения о том, чтобы формат этой программы расширить, включив в нее проблему социальной реабилитации пострадавшего от последствий ядерных испытаний населения. Речь идет о последующих поколениях после испытаний. Дмитрий Анатольевич пообещал  дать соответствующее поручение.

Особо я информировал 1-го вице-премьера о ситуации, складывающейся на предприятиях сельхозмашиностроения края. Не так давно я направил записку на имя председателя правительства Виктора Алексеевича Зубкова, которая содержит комплекс наших предложений по постепенному восстановления отрасли сельхозмашиностроения в крае. Собственно, ситуация на рубцовском тракторном заводе – самое острое проявление общего кризиса отрасли. Дмитрий Анатольевич обещал взять под свой контроль прохождение этой записки.

Есть специфическая проблема, касающаяся, с одной стороны, аграрного комплекса, с другой – федерального имущества. У нас целый ряд племенных предприятий находятся сегодня в федеральной собственности и управляются из Москвы. Даже народная мудрость не дошла до такого понимания проблемы, когда няньки находятся за три с половиной тысячи километров от дитяти. У нас же получилось так, что эти госпредприятия (частью унитарные, частью – акционерные) оказались от центров управления далеко, руки до них у министерств не всегда доходят, а мы влиять на них возможности лишены. Должен сказать, что с министром сельского хозяйства  мы, как говорил один наш бывший лидер, «консенсуса достигли». Алексей Васильевич (Гордеев – Авт.), который присутствовал во время некоторых наших общений с Дмитрием Анатольевичем, меня поддерживает Осталось преодолеть два барьера в лице Минэконоразвития и федерального имущественного ведомства для того, чтобы передать эти предприятия в управления Алтайскому краю.

Это ключевые проблемы, но Дмитрий Анатольевич интересовался и особой экономической зоной. Кстати, сообщу, что буквально на днях я получил письмо руководителя агентства по ОЭЗ о проведении презентации особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». В ближайшее время мы определим дату проведения этого мероприятия, в котором должны принять участие весьма высокие должностные лица, в частности, министр экономического развития. Это будет первая такая презентация из всех ОЭЗ туристско-рекреационного типа в России. А это означает, что проект вступает  в стадию практической реализации принятой концепции. А 12 февраля мы получили информацию о подписания распоряжения правительства, которым определено место дислокации игорной зоны «Сибирская монета». Скоро и это емкое сочетание слов станет для всех понятным и привычным!.. Мы перешли ко второму варианту дислокации, который позволяет оптимизировать расходы на создание и содержание инфраструктуры игорной зоны.

Мне трудно назвать, какие вопросы не обсуждались!.. Дмитрий Анатольевич понимает, что новейшая наша история, экономическая и социальная, он знает о позитивным переменах, происходящих в крае.

Артем Кудинов, главный редактор информационно-аналитического сайта www.doc22.ru (агентство «СайберияИнфо»):

- Вы выступили инициатором придания особого статуса крупнейшим аграрным регионам России. Были ли согласованы ваши инициативы с другими сельхозпроизводящими регионами страны? Что вы вкладываете в понятие особой аграрной территории страны? Каким вам видится алгоритм последующих действий?

Александр Карлин:

- Наверное, эти предложения можно назвать экспромтом. Но, как вы знаете, самый

удачный экспромт – хорошо подготовленный. Надо, наверное, слишком плохо к себе относиться, чтобы не назвать этот экспромт неудачным. Прямо скажу, определенный зондаж мною проводился. В том числе и в ходе наших регулярных встреч с Алексеем Васильевичем Гордеевым. Ведь если я назвал как-то его «нашим министром», то это вполне соответствует действительности. В министерстве понимают, что региональная политика строится в контексте федеральной политики. В этом смысле какой-то камертон использовался.

Есть еще одна деталь, на которую я хотел бы обратить ваше внимание. Если мы внимательно изучим федеральную программу развития сельского хозяйства, которая была принята летом прошлого года, то заметим, что с 2009 года этот документ будет предусматривать дифференцированный подход к регионам. Причем при подготовке его мы, внося свои предложения в правительство, готовили почву для подобного развития событий, как бы «подкатывали» этот рояль.

Вы уже эту статистику знаете, но мне она мила, и я ее не устаю повторять. Алтайский край занимает первое место в России по производству муки, первое – по производству сыров, второе – по производству  крупы, третье – по производству макаронных изделий. Мы к этому уже привыкли, но это свидетельствует о том, что наш регион имеет особое стратегическое значение для обеспечения продовольствием мегаполисов, восточных и северных территорий. Наш аграрный сектор вносит большой вклад в солдатский котел, обеспечивая поставки продовольствия  для нужд армии, в государственный стратегический резерв. Это позволяет сформулировать внятные и четкие критерии определения особого статуса нашего региона. К ним можно отнести: значительный сельхозпотенциал (к примеру, земли пашенного клина), высокую долю сельхозпродукции в валовом региональном продукте, значительное сельское население и роль производственного потенциала территории в инорегиональных поставках и поставках в госрезервы.

Нам этот статус нужен не для того, чтобы ходить и гордиться. Мы гордые и умные уже давно, но немножко бедные.  Нам этот статус нужен для того, чтобы перевести формат нашего взаимодействия с государством, с федеральным бюджетом по развитию сельского хозяйства на другой уровень. Тем более, такой формат законодательством уже предусмотрен. Я знаю, что руководители ряда крупных аграрных территорий меня в этом отношении поддерживают, поскольку во многом проблемы наши совпадают. Был предварительный разговор с Оренбургской областью, имеющей сходные природно-климатические условия, а также с некоторыми регионами Юга России, которые несмотря на более благоприятные условия и большие возможности не против получения и такого статуса. Дальше начнется нормальная работа.

Есть регионы, где сельское хозяйство занимает одну пятую часть экономики, а остальное формируют добывающие отрасли, которые могут тащить эту одну пятую. А у нас в крае эти локомотивы  в несколько раз меньше, да они и себя-то не везут, как наше сельхозмашиностроение. Ясно, что возможности нашего локомотива хуже. Но сельское хозяйство ведь не виновато, что его прицепили вот к этому локомотиву. Мы на грани фола вытягиваем из федерального центра для села все, что можем. Он нам помочь может больше, но только при условии, что мы сами будем вкладывать больше.

Дмитрий Анатольевич Медведев повторил несколько раз – и на Всероссийском сельском сходе, и на совещании в Новосибирске – у села есть все для того, чтобы не выпадать из общероссийского контекста. Я сейчас открыто занимаюсь плагиатом, и повторяю: у алтайского села есть шанс выйти из кризиса. И за него надо ухватиться всеми фибрами, всеми клеточками, потому что для нас проблема села в краты тяжелее, чем где-либо. И вытаскивать наше село без обращения к возможностям федерального центра гораздо сложнее. Сейчас настало то время, когда нужно подниматься.

Ольга Комиссарова, обозреватель медиагруппы «Сфера влияния»:

- В чем суть записки, направленной вами в адрес председателя Правительства РФ Виктора Зубкова?

Александр Карлин:

- Это довольно внятный документ и к нему прилагается проект программы. Уже идет работа в аппарате правительства, дано поручение Минпромэнерго, Минсельхозу и др.

Речь идет о том, чтобы повысить роль государства в возрождении производства сельхозмашин и оборудования нового поколения  на Алтае, государственном финансировании научно-исследовательских работ, закрепление за продукцией сельхозмашиностроения доли в государственных лизинговых программах.

Лариса Кузьмина, редактор агентства «Интерфакс»:

- Местоположение игорной зоны утвердили, что дальше?

Александр Карлин:

- Дальше последуют шаги, предусмотренные законом. Ведутся консультации с потенциальными инвесторами. Не всегда все озвучишь. Инвестор – птица очень осторожная. А у нас иногда с ним работают с шумовым эффектом. С одним из потенциальных инвесторов допустили озвучивание информации, так он сразу крыльями захлопал: мол, я ничего не собираюсь, успокойтесь! Потому что для инвестора такого рода утечка информации, как правило, нежелательна. Ведь существует процедура переговоров, взаимоотношения с конкурентами… На этой поляне игорной не так много крупных птиц летает, и они друг за другом внимательно наблюдают. Вот когда инвестор прикормится, приживется на нашей поляне, тогда вы ее сами увидите. И поверьте мне, эта птица будет хорошей. Нам нужен инвестор, привыкший работать в правовом формате. Ведь наши операторы игорного бизнеса привыкли работать в другом формате, и они очень ревностно относятся к тем, кто может к нам принести другое видение этого бизнеса. Я не утверждаю, что наш игорный бизнес не способен летать, но он иногда считает, что ползать – более экономично. В качестве инвестора нам нужна птица летающая.

Артем Кудинов, главный редактор информационно-аналитического сайта www.doc22.ru  (агентство «СайберияИнфо»):

- Александр Богданович, вы коснулись темы демографии, которой было посвящено совещание в Новосибирске. В крае в ближайшее время предполагается принять краевую демографическую программу, рассчитанную до 2015 года. Планируется, что ее бюджет составит около 14 млрд. рублей. Куда планируется в первую очередь потратить эти средства?

Александр Карлин:

- Демографическая ситуация является интегрирующей категорией, характеризующей практически все стороны жизни общества, отдельного региона, государства в целом. Грош цена любой экономической политике, если эта экономика не обеспечивает человеку продолжительной комфортной жизни. Весь наш бюджет по большому счету направлен на решение проблем демографии. Это очень серьезная тема. В содержание проекта программы мы вкладываем такие темы, как поддержание и развитие семьи, обеспечение здоровья, в первую очередь, подрастающего поколения, стимулирование рождаемости, сохранение преемственности поколений, увеличение продолжительности и др. Все это в комплексе должно привести к изменению демографической ситуации. Мы сейчас можем серьезно говорить о демографии, поскольку у нас появились возможности влиять на ситуацию. Еще несколько лет назад, когда надо было решать элементарные вопросы выживаемости, даже разговоры на эту тему воспринимались как абстракция.

По Алтаю демография очень сложная. В последние годы произошли положительные подвижки – увеличение рождаемости, сокращение смертности и т.д. Все это происходит трудно. Наибольшие потери населения пришлись на период с 2000 по 2005 годы, когда убыль составила 4,9 процента населения края. В то же время аналогичный показатель по Сибирскому федеральному округу составил 4,3 процента. У нас одно из самых неблагополучных возрастных соотношений в структуре населения. Велика доля населения старше трудоспособного возраста и невелика доля населения моложе трудоспособного возраста. Представьте, к каким негативным последствиям это может привести уже в недалеком будущем! Особо важная тема – наши потери, буквально «фронтовые», среди части населения, являющейся молодой и трудоспособной. Это и дорожный травматизм, и смерти от алкоголизма и наркомании, и суициды… Причем все эти причины ранней смертности вполне поддаются социальному воздействию, их можно если и не устранить полностью, то существенно снизить!

Понимание остроты складывающейся в крае демографической ситуации есть и у нас, и в обществе. Народ начинает понимать: все, дальше некуда! Сохранять себя в таком виде нельзя, это просто опасно! С чиновниками сложнее. Это вообще страшно инерционная публика. Их стимулировать (знаете значение слова «стимул»?) надо постоянно. Ведь многим из них уже через несколько лет руководить будет некем. «Зоной», как у Тарковского, и водить туда экскурсантов!.. Часто так бывает, что человек состоятельный – он и хороший семьянин, и чадолюбив. Но он не выглядит так с точки зрения своего общественного государственного статуса. Кстати, говоря о бюрократах и чиновниках, хочу отметить. Когда есть понимание сверху, есть поддержка снизу, то и с ними по силам разобраться, заставить их работать.