18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

«Почему особая экономическая зона в Алтайском крае оказалась самой успешной среди других ОЭЗ туристско-рекреационного типа в России?» - задается вопросом краевая «Газета №1».

  

Сам по себе проект создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа еще некоторое время назад представлялся федеральными властями как инвестиционная панацея. Однако «выписанный рецепт» в лечении «болезни» пока никак не помог. Кое-где  уже «свернули контору». Какими бы то ни было успехами на новом для страны поприще могут похвастаться единичные субъекты РФ, и Алтайский край в их числе. Причем наша «Бирюзовая Катунь» – единственная действующая зона туристско-рекреационного типа из семи созданных в России. 

  

Долгожданное пополнение

  

Среди «лузеров» – зона в Краснодарском крае. Ну, казалось бы, уж на российские юга желающие инвесторы точно найдутся. Ан нет, до сих пор ни одного не появилось. Опыт нашего региона в этом плане чуть ли не показательный. Так, например, недавно еще пять компаний стали резидентами особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь». Среди заявленных объектов несколько гостиниц и горнолыжный сервисный центр. Кстати, стоимость проекта уже дей­ствующего резидента подросла почти в два раза (теперь составляет около 3 млрд рублей. – Прим. ред.). Общее количество резидентов «добралось до отметки» в 14 компаний, а объем частных инвестиций дорос до 9,04 млрд рублей. Как отмечают специалисты Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, «уже на данном этапе вложения компаний-резидентов превысят объем средств, направляемых государством на создание внутренней инфраструктуры зоны, что оправдывает статус проекта, реализуемого на принципах государственно-частного партнерства». Кстати, бюджетных средств до 2016 года полагается порядка 7,31 млрд рублей. «Привлекательность зоны определяется не только самим статусом, сколько местом и мощнейшей административной поддержкой»,  –  отметил алтайский экономист Владимир Бородин.

  

Вложитесь, кто может

  

Так в чем же заключается «зональная» проблема? «Генеральная» идея создания зон – стимулирование экономического развития региона или отдельных городов. Для этого должен быть создан особый таможенный и налоговый  льготный режим. Одна из «поблажек» – пониженная ставка налога на прибыль. Однако очереди на вступление в ряды «спонсоров» замечено не было. 

  

По словам экспертов инвестиционного холдинга «ФИНАМ» (Москва), сама по себе идея, несмотря на множество факторов, сдерживающих развитие туризма в России, в первую очередь географически-климатических, не лишена рационального зерна. Все дело в обстоятель­ствах, которые, как и водится, сложились не так. Реализация задумки пришлась на кризис, когда готовность бизнеса инвестировать в столь долгосрочные и рискованные проекты упала до нуля, а бюджеты всех уровней существенно «похудели». По словам экспертов «ФИНАМа», вообще, идея ОЭЗ в рамках глобальной экономики теряет уже существенную часть своей привлекательности. «В мире огромное количество регионов с режимами наибольшего экономического благоприятствования, да к тому же эти регионы еще и находятся в гораздо более привлекательных для инвестирования в туризм территориях,  – поясняет руководитель пресс-службы холдинга Владислав Исаев. – Инвестор, имея возможность выбирать, предпочтет все-таки развивать туризм где-нибудь на Кипре или в Тринидаде, а не в Алтайском крае». Впрочем, по оценке эксперта, беда нынешней мировой экономики еще и в том, что в условиях нестабильности (а нестабильность стала постоянным явлением на финансовых рынках) инвестор предпочтет вообще не вкладываться в реальный бизнес, выбрав спекулятивные операции на биржах. 

  

Жить будет?

  

По мнению экспертов, не на руку еще и сложившаяся в России непрозрачность условий ведения бизнеса. «Вполне вероятно, бизнес сдерживает и то, что эти зоны находятся под пристальным вниманием властей», – добавил Бородин. Но, как бы сложно ни пришлось, развитие туризма в России было и пока остается той самой возможностью и платежный баланс страны поправить, и места рабочие создать, и само население оздоровить. Однако складывается такое впечатление, что крупные туристские проекты в нашей стране по зубам только крупным компаниям с государственным участием, стремящимся обеспечить своих сотрудников условиями для отдыха. Федеральные эксперты уверены, что коммерческие услуги сторонним клиентам такие проекты способны оказывать лишь в качестве дополнительного бизнеса. Ну что ж, «дедлайн» по многим зонам еще не наступил, и хотя в регионах стройка только думает начинаться, власти субъектов уверяют: успеем-с. 

  

АЛЕКСАНДРА МЕЛЬНИК, «Газета №1»