18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Впервые мелодия песни «Есть по Чуйскому тракту дорога» на стихи Михаила Михеева прозвучала в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень» 1964 года. Тогда об этой трассе узнали кинозрители на просторах всего СССР. И хотя новейшая история история Чуйского тракта насчитывает 99 лет, в реальности этот путь гораздо древнее. Редакция информационно-аналитического портала Doc22 в преддверии очередной годовщины придания тракту статуса дороги государственного значения подготовила краткий обзор основных вех его истории.

Чуйский тракт. Начало Пути.

На месте современной, широкой и асфальтированной федеральной автодороги Р-256 Чуйский тракт долгое время находился так называемый Мунгальский тракт. Он упоминается ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. С древних времён этой тропой (дорогой это тогда назвать было сложно!) пользовались торговцы и воины. В Новое время масштабное освоение пути началось c 1756 года — именно тогда южные алтайцы добровольно вошли в состав Российской империи.

Чуйский тракт соединяет не только регионы Сибири и Монголию, но и символически связывает разные эпохи, служит мостом из прошлого в будущее (фото из архива ФКУ Упрдор «Алтай»)

В верховье Катуни в урочище Байхач находилось большое священное дерево, где ежегодно собирались паломники. Русские купцы, заинтересованные в торговле с ними, стали ездить в Чуйскую степь. И уже к середине 19-го века они имели там склады, торговали тканями, металлическими инструментами, кожей и другими товарами. У монголов, китайцев и тибетцев приобретали скот, шерсть, пушнину и чай. Чуйский тракт представлял собой лишь узкую вьючную тропу с выступами скал над ущельями. Отсутствие дороги для колёсного транспорта от Онгудая до Кош-Агача серьёзно сдерживало торговлю.

Наконец, летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта под руководством горного инженера, действительного статского советника Иосифа Биля. Непосредственно работы выполняли местные крестьяне. В течение нескольких лет вьючную тропу переоборудовали в дорогу, пригодную для небольших телег. Летом 1914 года на Алтай прибыла экспедиция под руководством инженера и писателя Вячеслава Шишкова с целью изучения новых вариантов маршрута дороги вдоль реки Катунь от Бийска через Майму и Усть-Сему. Исследователи проделали большую работы и к концу 1916 года для улучшения и расширения был выбран современный маршрут трассы.

Капитальное строительство и развитие тракта в СССР

В 1922 году Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения. Ещё спустя десятилетие, в 30-х годах тракт выровняли и покрыли гравием. В тех местах, где ранее через реки были организованы паромные переправы, соорудили мосты. В то же время на участке Бийск — Черга трассу перенесли с левого на правый берег Катуни. В обновлённом более капитальном исполнении Чуйский тракт сдали в эксплуатацию в начале 1935 года. Зимой 1941—1942 годов по тракту прошёл монгольский караван в помощь советской армии в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. С 1961 года название Чуйский тракт было закреплено за автодорогой от Новосибирска до Ташанты. Ещё одно значимое переустройство трассы произошло в середине 1980-х годов - тогда новую дорогу проложили через перевал Чике-Таман.

Со временем Чуйский тракт стал важной транспортной магистралью. Сегодня по нему доставляют продовольствие, топливо, туристы едут из Новосибирской и Томской областей в горные районы Алтайского края и Республики Алтай (фото из архива ФКУ Упрдор «Алтай»)

Российское и международное признание

В 2014 году Чуйский тракт занял пятое место в рейтинге десяти самых красивых дорог мира по версии научно-популярного журнала National Geographic. «Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать всё время прямо – взгляду откроется Курайская степь», — писал тогда National Geographic.

Чуйский тракт – в числе немногих дорог в мире удостоен собственного музея. Он расположен в историческом центре Бийска. В музее хранят архивные документы и фотографии, объёмный макет дороги, картины и диорамы.

Поэт Михаил Михеев — далеко не единственный автор, кто написал о Чуйском тракте стихи. Популярный российский рок-музыкант, лидер групп «Бригада С» и «Неприкасаемые» Гарик Сукачёв написал песню, посвященную Чуйскому тракту. Ранее он проехал по этой дороге на мотоцикле во время документально-художественного фильма «То, что во мне».

Виды Чуйского тракта, пролегающего через горные перевалы, не оставляют равнодушными туристов и фотографов со всего мира (фото из архива ФКУ Упрдор «Алтай»)

Современность и будущее развитие дороги

В настоящее время Чуйский тракт — это федеральная дорога. Её протяжённость составляет более 962 километров и проходит она по территории трёх регионов Российской Федерации: Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Начинается в Новосибирске и заканчивается на перевале Дурбэт-даба на границе с Монголией. На территории Алтайского края и Республики Алтай трасса находится в зоне ответственности федерального казённого учреждения Упрдор «Алтай» Федерального дорожного агентства. За минувшие 10 лет Чуйский тракт по-настоящему преобразился.

В 2021 году в Алтайском крае продолжится планомерное расширение Чуйского тракта до 4-х полос. Чётыре полосы, по две в каждом направлении, разделённые отбойниками, на федеральной трассе — залог безопасности движения и комфорта водителей. Реализацию проекта по расширению тракта начали ещё в прошлом году. В этом году работы идут на участках общей протяжённостью 31 километр. На промежутке от границы с Новосибирской областью до города Бийска.

Первый участок находится в Тальменском районе (143 – 150 км). Он станет продолжением четырёхполосной дороги, построенной в 2019 году на маршруте от Барнаула в сторону Новосибирской области. Проезжую часть на данном участке дорожники расширят до 14 метров: четыре полосы по 3,5 метра каждая. Для повышения безопасности дорожного движения встречные потоки разделят металлическими барьерными ограждениями. Еще один объект – участок перед въездом в Бийск со стороны Барнаула (341 – 344 км). Чтобы расширить дорогу, здесь необходимо выполнить комплекс подготовительных мероприятий: переустроить коммуникации, а также удлинить и заменить водопропускные трубы. Непосредственно к устройству дорожной одежды подрядчики приступят в следующем году. Оба этих участка введут в эксплуатацию в конце 2022 года. На этот же период запланировано завершение работ по расширению еще двух отрезков: на границе Тальменского и Первомайского районов (173 – 183 км) и от Новоалтайска в сторону Бийска (212 – 216 км). Уже в этом году движение по четырём полосам откроют на участке с 216-го по 223-й километр, а также завершат строительство третьей полосы на подъемах в Троицком районе (268 – 271 км).

В прогрессивном развитии Чуйского тракта в будущем можно не сомневаться. Эта транспортная артерия – одна из важнейших в Сибирском федеральном округе и в стране (фото из архива ФКУ Упрдор «Алтай»)

В разработке находятся проекты расширения ещё ряда участков. от границы с Новосибирской областью в сторону Барнаула (135 – 143 км), от Барнаула в сторону Бийска (230 – 258 км за Баюновскими Ключами) и 299 – 316 км. На маршруте Бийск – граница с Республикой Алтай «четырёхполоска» будет продолжена до Сросток (участок с 374-го по 384-й километр).

Справка

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Алтай») образовано в 2004 году на основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации. В оперативном управлении ФКУ Упрдор Алтай» федеральные автодороги в границах двух субъектов Российской Федерации: Алтайского края и Республики Алтай. Общая протяженность 1 731 километр.