18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Накануне наступающего Нового года редактор информационно-аналитического портала Doc22 Артем Кудинов побеседовал с председателем Алтайского краевого Законодательного собрания (АКЗС) Иваном Лоором.

Спикер краевого парламента подвел итоги работы алтайских законодателей в уходящем году, отметив, что важнейшими задачами АКЗС в 2015 году станут подготовка к созданию регионального правительства и выбор депутатами оптимальной модели формирования краевого Законодательного собрания.

Doc22.ru Иван Лоор считает, что в нынешних условиях законотворческая работа должна стать более открытой.

Иван Лоор считает, что в нынешних условиях законотворческая работа должна стать более открытой.

- Иван Иванович, как бы вы охарактеризовали результаты работы всей краевой власти в целом и ее законодательной ветви в частности в 2014 году?

- По масштабам и значимости итогов уходящий год стал, на мой взгляд, одним из важнейших для судеб края за последние десятилетия. Беспрецедентное наводнение, выборы губернатора, крайне сложная макроэкономическая ситуация, в которой приходилось принимать краевой бюджет на будущий год, трудности уборочной страды, которых я, как селянин, даже и не припомню… К слову, хотел бы заметить, что, на мой взгляд, краевая власть, губернатор весьма эффективно противостояли стихии. Уверен, что действия главы региона наверняка включат в учебники МЧС в качестве примера эффективности управления регионом в кризисных ситуациях…

Если говорить о краевом парламенте, то к главным итогам года для краевого Законодательного собрания отношу принятый краевой бюджет. Он, на мой взгляд, рабочий и реалистичный. Основными его характеристиками является сохранение социальных обязательств. Более того, к ним добавилась и компенсация за жилищно-коммунальные услуги для некоторых категорий жителей края, сохранилась инвестиционная программа. Между первым и вторым чтением были учтены существенные поправки фракции «Единая Россия» в части предоставления муниципалитетам субсидий на ремонт дорог и дворовых территорий населенных пунктов, а также средств на ремонт муниципальных объектов в социальной сфере. Кроме того, впервые нам удалось при распределении финансовой помощи районам учесть средства на поддержку института сельских старост. Учли и пожелание фракции ЛДПР о поддержке детского спорта.

- Удалось ли, по вашему мнению, депутатскому корпусу краевого парламента адекватно отвечать на новые вызовы, в первую очередь, экономические трудности, учитывать их в своей законотворческой работе?

- Думаю, в целом в АКЗС сложились все условия для эффективной работы и взаимодействия между различными политическими силами, в нем представленными. Принятие закона – только вершина айсберга. Окончательному голосованию, как правило, предшествует сложная и подчас рутинная работа в комитетах и фракциях. Важно, чтобы в нашей работе присутствовала максимальная публичность и открытость для общественных институтов, научного и экспертного сообщества, средств массовой информации.

- Как ведут себя фракции оппозиционных партий в АКЗС в нынешних условиях? Консолидируются или каждый ищет в условиях нестабильности и, как сейчас говорят, турбулентности свои политические выгоды, решает свои узкопартийные задачи?

- Хороший вопрос. Перед лицом внешних угроз и внутренних испытаний у нас в стране власть и народ максимально сближаются. Примеров тому история дает множество. И в этом году мы почувствовали такое общее сплочение. Решать и договариваться в АКЗС стало намного легче. Ведь принимать сегодня популистские, заведомо невыполнимые решения – это значит дестабилизировать ситуацию, усугублять положение дел. Это в нынешних условиях недопустимо.

- И тем не менее, разного рода откровенно популистские инициативы появляются…

- Действительно. К такого рода инициативам я бы отнес предложения одной из фракций АКЗС об увеличении дефицита краевого бюджета. Спрашиваем коллег: как его закрывать? За счет внешних заимствований? Путем привлечения кредитов коммерческих банков? Молчат… Так вот, сообщаю: сегодня один из субъектов СФО 15 процентов республиканского бюджета тратит на обслуживание своего долга. Только на обслуживание! А это сотни миллионов рублей! Деньки, которые нужны нам на развитие социальной сферы, школы, детские сады. Вместе с тем хочу заметить, что все-таки большинство депутатов понимают опасность таких вредных предложений, которые могут завести экономику и социальную сферу Алтайского края в тупик.

- После своего избрания главой Алтайского края губернатор Карлин предложил масштабную реформу всей системы управления регионом. Как вы относитесь к тому, что отныне полномочия АКЗС в сфере ее формирования сокращаются? Я имею в виду отказ от согласования депутатами кандидатур некоторых заместителей губернатора.

- Разумеется, я слышал упреки в том, что, мол, мы сдаем свои позиции, разрушаем сложившийся баланс, устоявшийся механизм сдержек и противовесов между исполнительной и законодательной ветвями региональной власти. Но я в этих доводах не вижу никакой логики. Во-первых, вполне обоснованно, что, неся основной груз ответственности за положение дел в крае, губернатор вправе настаивать на наделении его достаточным для исполнения своих прямых обязанностей объемом полномочий. Во-вторых, такая процедура согласования появилась в 90-е годы как фильтр, барьер для появления во власти криминала. Впрочем, такой фильтр ни разу не сработал, даже тогда, когда в этом и вправду была реальная необходимость. И оснований для этого, как, например, в 2004 году (время руководства краем Михаилом Евдокимовым – А.К.), было вполне достаточно, если не сказать больше. Ведь тогда было такое, что на одну должность 1-го заместителя главы администрации края в течение дня назначали одного за другим двух человек. И что, как-то сработала эта норма?..

Полагаю, что нынешние изменения, объявляемые некоторыми депутатами предательством принципов парламентаризма в крае, ничего в существующем балансе двух ветвей власти не меняют. Тем более, мы ведь принципиально решили не вносить эти изменения до утверждения некоторых членов команды избранного главы региона. Это сразу сняло подозрения, что такие инициативы направлены на то, чтобы как-то повлиять на ее формирование, что они принимаются с этой целью и носят исключительно разовый характер. Ну а если подытожить, то это далеко не самый главный и актуальный вопрос краевой повестки. К тому же у депутатов сегодня остается принципиальное и важнейшее право, сохраняется куда более действенный инструмент контроля, нежели формальное согласование кадровых назначений отдельных персоналий. Я имею в виду контроль за исполнением бюджета.

- Знаю, что некоторые депутаты АКЗС настаивают на расширение своих контрольных полномочий и усилении институтов парламентского и общественного контроля. Вы эти настроения разделяете?

- Хочу заметить, что мы в будущем году должны принять краевой закон об общественном контроле, к которому я отношусь положительно. Если же говорить о парламентском контроле, то и сегодня полномочий краевого парламента позволяют эффективно контролировать исполнительную власть. Даже руководителей муниципалитетов, которые формально неподответственны краевым законодателям. Среди институтов контроля, формируемых АКЗС, есть Счетная палата, самостоятельный и независимый надзорный институт. Счетная палата по обращениям депутатов и моему поручению вправе проверить какие угодно структуры и органы власти.

- Вот вы заговорили о муниципалитетах. Краевые власти недавно обнародовали свои планы и принципы проведения в крае муниципальной реформы. А какую роль, с вашей точки зрения, должны играть краевые законодатели в этом процессе?

- Проблемы муниципальных реформ мы поднимали давно. Вопрос этот сложный. Чтобы не наломать дров мы создали рабочую группу, которую возглавил ваш покорный слуга. В течение года мы обсуждали формы и содержание необходимых изменений, консультировались с местными органами власти, муниципальными депутатами. Даже персональные встречи проводили. Изучали опыт наших соседей. Пытались учесть специфику различных территорий Алтайского края.

Если же говорить о моем отношении к принятому на федеральном уровне ФЗ-136, который устанавливает новый порядок работы органов местного самоуправления, то не могу сказать, чтобы я был полностью им удовлетворен. Разумеется, хотелось бы большего финансового обеспечения и подкрепления основных его положений.

- Может ли в наступающем году измениться формат формирования краевого Законодательного собрания? Я имею в виду соотношение числа депутатов-одномандатников и депутатов, избираемых по партийным спискам. Обсуждается вариант, при котором нынешнее равновесное положение будет изменено в пользу одномандатников, доля которых может при таком раскладе увеличиться до ¾…

- Мы сегодня изучаем все «за» и «против». Оценки и мнения неоднозначны и противоречивы. Между тем очевидно, что, увеличив количество округов, мы сократим шансы оппозиционных партий избрать своих кандидатов в краевое Законодательное собрание. И это несмотря на то, что мы снизили т.н. «муниципальный фильтр» в нашем регионе с 7 до 5 процентов. Пока какого-то окончательного решения мы не приняли. Моя личная позиция заключается в том, что наиболее эффективно работают депутаты, избранные по одномандатным округам. Планируем в конце января начать по этому поводу активные консультации и, надеюсь, в первом полугодии уже окончательно определимся по варианту формирования АКЗС. Хотя, полагаю, и к мнению федерального центра не прислушиваться нельзя. Ведь какие-то неуклюжие наши действия могут привести к росту социальной и политической напряженности в региона. А нам в Алтайском крае «Болотная» не нужна.

- В качестве важнейших задач законотворческой работы, стоящих перед АКЗС в будущем году, что бы вы выделили?

- Конечно, это принятие целого пакета законов и нормативных актов, связанных с созданием в Алтайском крае регионального правительства. Думаю, сама жизнь нас к этому шагу подталкивает. Наша задача как законодателей – спокойно и качественно, без авралов создать всю необходимую законодательную базу, чтобы создание правительство прошло без помех. В этой связи меня удивляют некоторые депутаты, которые сегодня заявляют: «А зачем все это надо? Может, не стоит торопиться?». И это при том, что три предыдущих года они настаивали на необходимости создания регионального правительства, всячески подстегивая администрацию края.

-А вы как считаете, должен ли губернатор возглавлять правительство? Или руководить создаваемой структурой должен другой человек?

- Убежден, что вся исполнительная власть в крае должна быть сосредоточена в одних руках. Помнится, я эту свою точку зрения высказывал тогда, когда этот вопрос применительно к Алтайскому краю не лежал в практической плоскости, в разговоре с тогдашним полпредом Анатолием Квашниным. Уверен, по-другому эффективного управления не будет. Кстати, это подтверждает и ликвидация последствий наводнения. В этом есть и своя управленческая логика.

Артем Кудинов