18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

21 октября авторитетный журнал «Эксперт-Сибирь» опубликовал материал, посвященный проблемам и перипетиям осуществления проекта особой экономической зоны «Алтайская долина» в Горном Алтае.

Один из выводов, к которому приходит автор: осуществление «двумя Алтаями» совместного туристического проекта, что в свое время и предлагали власти Алтайского края, дало бы синергетический эффект, сэкономило бы бюджетные средства и усилило бы потенциал обоих регионов. Тем не менее, в очередной раз верх взяли местечковые амбиции… В результате руководство республики, инвесторы проекта, в числе которых и государство, несут сегодня финансовые и репутационные издержки.

Вот публикация.


ПРОЩЕ ДОСТРОИТЬ, ЧЕМ ЗАКОПАТЬ.

Особая экономическая зона «Алтайская долина» — яркая иллюстрация того, как непоследовательность государственной инвестполитики отталкивает частный бизнес от действительно прорывных проектов. Теперь в успех проекта верят только самые преданные предприниматели

На минувшей неделе Институт гидротехники из Санкт-Петербурга наконец назвал виновного в том, что озеро в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Алтайская долина» в Республике Алтай протекает. В этом досадном недоразумении оказался виноват генеральный подрядчик — ОАО «Сибмост», который теперь устранит недоделки за счет собственных средств в соответствии с гарантийными обязательствами. Таким образом, центральный объект «Алтайской долины» — искусственное озеро, которое с помпой заполнили в конце прошлого года (и с тех пор искали причину протечек), примет туристов в лучшем случае летом 2014 года. Проект, который обещал прорыв в туристической отрасли Республики Алтай и на который (с сопутствующими объектами) за пять лет потрачено уже более пяти миллиардов только бюджетных руб­лей, по-прежнему пробуксовывает.

Но, конечно, винить «Сибмост» в этом неправильно. «Алтайская долина» стала заложником сразу множества проблем в государственной инвестиционной политике. Здесь и несовершенный закон о госзакупках, и чехарда с ответственными федеральными органами власти, и невыполнимые, как оказалось, обещания частным инвесторам, поверившим было в этот проект. Поэтому история с «Долиной» — яркий пример того, почему в крупные государст­венные проекты «верят» только самые преданные предприниматели, а в целом системно решить вопрос стабильного потока частных денег в эти прорывные начинания никак не получается.

Феодальная раздробленность

О том, что в России появятся зоны с особыми экономическими режимами (не путать с внутренними оффшорами), впервые стало известно в 2006 году. Идея тогда представлялась весьма здравой и умеренно амбициозной: в регионах, где по тем или иным причинам зарождается некая сфера экономики (будь то инновации, промышленность или туризм), следует создать особые зоны с пониженными налоговыми ставками, готовой инфраструктурой, облегченными таможенными процедурами и прочее. Менее чем через год эта идея оформилась в серию постановлений правительства РФ, которое после предварительного конкурсного отбора создало в десятке регионов страны такие территории.

В Сибири таких зон (далее — ОЭЗ) оказалось пять. Одна — инновационная (технико-внедренческая) в Томске. И еще четыре — туристические, в республиках Алтай и Бурятия, Алтайском крае и Иркутской области. Соответственно, туризм предполагалось «особо» развивать на Алтае и вокруг Байкала. И если между зонами Иркутской области и Бурятии оказалось около 250 км по дорогам, то «Алтайская долина» (Республика Алтай) и «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) оказались, по большому счету, друг напротив друга по разным берегам Катуни.

Видимую невооруженным глазом абсурдность ситуации объясняли по-разному, но основная причина — «феодальная» раз­общенность региональных глав. Когда зона находится на твоей территории — все понятно с инвестициями (прежде всего, с федеральными бюджетными деньгами), а когда начинается кооперация — возникает множество вопросов. Впрочем, надо отдать должное губернатору Алтайского края Александру Карлину, который еще в 2006 году (когда не было известно окончательное решение федерального центра) предложил главе Республики Алтай Александру Бердникову совместную реализацию проекта ОЭЗ. Одного вместо двух дублирующих. На это письмо, которое тогда попало в СМИ, Бердников никак не ответил.

А потом, когда статус «особых зон» получили и «Алтайская долина», и «Бирюзовая Катунь», обо всякой интеграции быстро забыли. У обоих регионов появились свои собственные проекты ОЭЗ. В итоге в радиусе 100 км по совокупности запланировано было построить два аэропорта (в Бийске и Горно-Алтайске), часто дублирующие друг друга ЛЭП, мосты и дороги, два искусственных озера и т.д. Первая проблема проекта, таким образом, очевидна: никто не смог наладить горизонтальные связи между регионами.

Долго думали

И еще один заслуженный реверанс в сторону администрации Алтайского края: свой проект «Бирюзовой Катуни» губернатор Карлин начал реализовывать буквально с «колес». Уже к 2009–2011 годам к зоне был построен новый мост через Катунь, возведено озеро, появились первые резиденты, и уже функционировали гостиницы, пляжи, экскурсионные бюро.

В Республике Алтай по неизвестным причинам проект очень долго обдумывали и переделывали. Первая концепция, разработанная немецкой консалтинговой компанией Rolan Berger Strategy Consultant (она же разрабатывала проект туристической ОЭЗ, к примеру, для Калининграда), была очень красивой как с точки зрения архитектурного решения, так и относительно глобального позиционирования зоны. «Суть проекта была в том, чтобы создать на «входе» в Республику Алтай некую буферную зону, откуда можно было бы организовывать цивилизованные выезды по всему региону», — говорит директор по развитию ЗАО «Парк развлечений «Алтайская долина» (один из резидентов ОЭЗ) Елена Ялбачева. Предполагалось, что уже через несколько лет в «Долине» будут отдыхать до 94 тыс. человек в год при средней загрузке 3,5 тыс. человек в день. Заметим, что в 2007 году эти цифры казались фантастическими. Теперь, когда в Республике Алтай в сезон отдыхают до полутора миллионов туристов, они кажутся скромными.

Кстати, у проекта в регионе были и противники, в основном, местное коренное население с сильными традиционалистскими убеждениями. «Люди говорили, что наш великий художник Чорос-Гуркин называл место, где сейчас строится ОЭЗ, зоной покоя. Там захоронения, и там ничего нельзя строить. К тому же за те деньги, которые предполагалось потратить на строительство искусственного озера, проще было подогреть все горные озера в округе», — рассказывает директор местного фонда «Содействие» эколог Татьяна Пахаева.

Но до строительства озера было еще далеко. Вначале решали, каким оно станет. Еще в 2008 году предполагалось, что будет одно озеро с тремя островами, на которых расположится вся инфраструктура «Алтайской долины». В 2009 году государственная экспертиза утвердила совсем другой проект, разработанный новосибирской компанией «Водный мир». По нему в зоне должно было быть построено уже два озера и один искусственный пруд для очистки воды. Острова из проекта неожиданно исчезли.

Затем пришла еще более интересная новость: всю зону переносят в новое место! Как тогда сообщал первый вице-премьер региона Сергей Тевонян, принято решение перенести «Алтайскую долину» от села Соузга на 30 км к озеру Манжерок. Где к тому времени компания «Алемар» развивала одноименный курорт, вложив в него один миллиард руб­лей (позже комплекс «Манжерок» перешел к структурам Сбербанка). Инвесторы приготовились было переезжать, но это решение так и осталось на уровне разговоров.

Наконец, только в 2010 году Госсобрание (парламент) Республики Алтай приняло закон о налоговых льготах для резидентов «Алтайской долины». И даже посчитало, что эти льготы обойдутся бюджету в 40 млн руб­лей потерь в год. Но опасения депутатов были напрасны — инвесторы, по большому счету, так и не начинали работать в зоне. Выкристализовалась вторая проблема — действия региональной власти было весьма сложно предугадать.

Эпоха «Мегаполиса»

С дальнейшей реализацией с самого начала также не задалось. В 2010 году право заключить госконтракт на строительство «первой очереди инженерной инфраструктуры» (прежде всего, все того же озера) на торгах получило никому не известное новосибирское ООО «Мегаполис». Рецепт успеха был прост и давно описан в ФЗ-94 о госзакупках. «Мегаполис» просто снизил цену контракта на 40 млн руб­лей и получил заказ на 1,094 млрд руб­лей. Впрочем, вряд ли можно сказать, что до конкурса вообще были допущены компании, имеющие сколько-нибудь значительный опыт в строительстве огромных искусственных водоемов. В частности, по техническим причинам была отклонена заявка барнаульской компании «Селф», которая строила озеро в «Бирюзовой Катуни» (с первого раза — успешно). Тогда же к «Алтайской долине» впервые пробовал подступиться «Сибмост» — но и его заявку отклонили.

В комментариях СМИ министров Республики Алтай в тот момент чувствовалась растерянность — похоже, приход «Мегаполиса» стал для них шоком. Они лишь обещали, что «познакомятся с руководством компании и найдут общий язык в работе».

А новый генеральный подрядчик строительства тем временем приступил к делу. Понятно, что, снизив цену, он вынужден был экономить на всех технологических процессах. «Это ведь были далеко не специалисты в данной сфере. Естественно, они решили удешевить проект. Вначале предполагалось положить на дно два слоя геотекстиля — это материал, который при деформации растягивается. Они заменили его на геопленку — она при малейшем движении дна просто рвется. А под озером скальные грунты, при микроземлетрясениях камни просто выходили наружу и рвали пленку», — делится предположениями Елена Ялбачева.

Похоже, единственное, что «Мегаполис» делал качественно, — осваивал бюджетные деньги. И делал это так хорошо, что к концу 2011 года не успел отработать деньги, выделенные за четыре месяца бюджетного финансирования. Разрыв составил 400 млн руб­лей. «От подрядчиков не требуется никаких особых изысков — только своевременное выполнение работ под выделенные из федерального бюджета средства в соответствии с графиком. У ООО «Мегаполис» выполнить эти требования не получилось, несмотря на то, что они, ко всему прочему, получили неплохой аванс — 109 млн руб­лей», — говорил тогда Сергей Тевонян. Словом, 2 ноября «Мегаполис» был отстранен от выполнения работ по решению ОАО «Особые экономические зоны».

Странно и другое. Компания, которая растратила, по словам Тевоняна, на неизвестные цели почти полмиллиарда руб­лей, фактически вышла из проекта без уголовных дел и административных преследований. Никто до сих пор не предъявил к ней никаких претензий, словно такое поведение при строительстве крупных объектов — норма. Более того, весной этого года «Мегаполис» еще и выиграл суд у ОАО «ОЭЗ» почти на 50 млн руб­лей, которые компании якобы задолжали за выполненные работы. Вывод третий: существующая система распределения государственного финансирования в инвестпроекты, мягко говоря, несовершенна.

Эпоха «Сибмоста»

Через месяц после отстранения от работ «Мегаполиса» аукцион на выполнение строительных работ в «Алтайской долине» таки выиграло ОАО «Сибмост». К тому времени для Республики Алтай компания стала почти стратегическим инвестором — она взяла под контроль аэропорт Горно-Алтайска. Который, кстати, тоже реконструировали в рамках создания «Алтайской долины». Федеральный бюджет потратил на реконструкцию более 600 млн руб­лей, еще 200 млн вложил сам «Сибмост». По сути, только после перехода аэропорта к новому собственнику работы пошли по заданному графику.

В мае следующего, 2012 года «Сибмост» официально стал подрядчиком строительства озера, выиграв заказ на 110,4 млн руб­лей. В ноябре того же года компания со второго раза (первый аукцион был оспорен) победила в тендере на строительство ЛЭП в «Алтайской долине» за 179 млн руб­лей. Тогда же, в ноябре, «Сибмост» торжественно объявил о завершении строительства злополучного озера. В его открытии участвовали глава региона Александр Бердников и гендиректор ОАО «ОЭЗ» Олег Костин, озеро начали заполнять водой. «Этот масштабный инфраструктурный объект, безусловно, повысит туристическую и инвестиционную привлекательность ОЭЗ «Алтайская Долина» и региона в целом», — говорил на открытии Костин. Через месяц, в декабре, «Сибмост» снова выиграл аукцион на работы по «подготовке площадки, вертикальной планировки, благоустройству и озеленению территории» со стоимостью почти 120 млн руб­лей.

А в начале следующего (то есть, этого) года местные СМИ выяснили, что озеро, оказывается, активно протекает — уровень воды уменьшается на пять–шесть сантиметров в день (при глубине озера четыре–пять метров). Всю зиму «Сибмост» своими сред­ствами искал места протечек, но безуспешно. Представители компании и РосОЭЗ старательно воздерживались от комментариев. Тем не менее, ввод озера в строй был перенесен с лета 2013 года на неопределенный срок. Мы были в «Алтайской долине» в сентябре этого года — озеро, на сооружение которого к тому времени потратили уже более миллиарда руб­лей, выглядело безжизненной безводной пустыней. Казалось, что сейчас проще его заасфальтировать и сделать поле для автогонок. Но и это не помешало «Сибмосту» выиграть в конце августа новый аукцион — на строительство парковок для автомобилей и автобусов стоимостью 126,7 млн руб­лей.

Итак, вывод четвертый: участие одной компании в процессе застройки зоны и ее эксплуатации тоже не является однозначно хорошим примером освоения больших инвестиционных проектов.

Управленческая чехарда

Пока в «Алтайской долине» происходила смена генподрядчиков, в Москве шел другой процесс — правительство решало, кто же будет в очередной раз управлять особыми экономическими зонами. «Вначале была создана логичная система. Было федеральное агентство по управлению ОЭЗ, которое работало с резидентами и инвесторами. И было акционерное общество «ОЭЗ», выполнявшее функции заказчика. Резидент работал с территориальным управлением федерального агентства и мог не беспокоиться ни о каких проблемах строительства и инфраструктуры», — вспоминает Ялбачева.

Но в конце 2009 года все изменилось. Федеральное агентство по управлению особыми зонами было упразднено, его функции передали в Министерство экономического развития. На местах, соответственно, постепенно остались только филиалы ОАО «Особые экономические зоны», позже переименованного в ОАО «Российские особые экономические зоны» (РосОЭЗ). Таким образом, постепенно РосОЭЗ стало и заказчиком строительства, и контролером, и агентом по работе с инвесторами. Со всеми вытекающими последствиями: прежде всего, путаницей и проволочками. «Кроме того, в Рос­ОЭЗ в течение шести последних лет сменилось уже восемь директоров. Кто в таком случае сможет осуществлять нормальный контроль, например, за подрядчиками? А они, пользуясь моментом, предлагают, например, поменять одно проектное решение на другое — более дешевое», — говорит Ялбачева. При этом регион, на территории которого строится зона, всерьез ни на что повлиять не может: региональные министры формально могут только комментировать отношения между федеральным заказчиком (РосОЭЗ) и сторонними подрядчиками. Хотя, понятно, что при наличии должного стремления влиять на стройку можно всегда — в лучшую или худшую сторону.

И вроде бы в регионе и федеральном центре эту проблему вполне понимают. Например, еще в 2012 году Александр Бердников предложил полпреду президента в СФО Виктору Толоконскому выйти с инициативой по передаче регионам части полномочий по контролю за строительством ОЭЗ. «На сегодня отсутствие механизмов влияния на ход строительства ОЭЗ приводит в частности к тому, что идет отставание от графика строительства, затягивание сроков подрядчиками, нечетко определены приоритеты реализации проекта», — сетовал глава Республики Алтай. Да и Минэкономики РФ в 2012 году опубликовало первый отчет о работе особых экономических зон (см. «Гора родила мышь» в «Эксперте-Сибирь» № 41 за 2012 год). Его выводы были неутешительны: существующие сегодня российские ОЭЗ абсолютно не оправдывают бюджетные инвестиции в инфраструктуру и выдаваемые налоговые льготы. Бюджетные вложения в ту же «Алтайскую долину» при нынешней активности частных инвесторов через налоги и пошлины окупятся только через несколько сотен лет. А региональные компании используют ОЭЗ для оптимизации налогового бремени — и не более.

И речь здесь не только про «Алтайскую долину». В той же «Бирюзовой Катуни» (примечательно, это единственная реально работающая туристическая зона в Сибири после шести лет реализации проектов) больше всего активов принадлежит барнаульскому бизнесмену Юрию Гордиенко (он же возглавляет неформальное объединение резидентов ОЭЗ). Для него это непрофильные бизнесы — главная компания Гордиенко носит название «Алтай-Известь» и работает, как нетрудно догадаться, в сфере стройматериалов. В его приемной сообщили, что по ОЭЗ комментарии в компании не дают. Недавно в «Бирюзовой Катуни» получило «прописку» ООО «Галерея Алтая» (планирует строительство культурного центра). Это тоже непрофильный актив барнаульского предпринимателя Татьяны Юревич, которая в «обычной жизни» занимается продажей техники для лесозаготовок. Тему своего участия в работе ОЭЗ она комментировать также отказалась.

Вывод пятый: управление любым инвестиционным процессом должно иметь хоть какую-то преемственность и более или менее постоянного «хозяина». Иначе все это — не более чем сотрясание воздуха.

Оно протекает

Тем временем уровень воды в искусственном озере «Алтайской долины» продолжал снижаться. В итоге к середине нынешнего лета «Сибмост» отказался от попыток поддер­живать приемлемый уровень воды, и воду в озере просто спустили. Понятно, что этот факт нанес не столько финансовый, сколько имиджевый удар по проекту. В частности, еще в начале лета в регионе прошло совещание руководства республики и заместителя полпреда президента в СФО Андрея Филичева. «Если вы не исправите ситуацию в ближайшее время... Здесь никакие отговорки не принимаются — кто-то начал работать, кто-то не начал... Ни о каком развитии не может... Достаточно жестко сегодня будем ставить вопрос, который необходимо ставить, и сегодня очень плачевная ситуация по проекту «Алтайской долины», — цитировала слова на том совещании Филичева алтайская оппозиционная газета «Листок». Тогда же, по слухам, ходившим в регионе, где «Алтайскую долину» к тому времени полюбили еще меньше, выяснилось, что виновник протечки — «Сибмост».

Слухи оказались верны. По крайней мере, так можно истолковать заключение санкт-петербургского ВНИИ Гидротехники имени Б.Е. Веденеева, опубликованное пресс-службой РосОЭЗ на минувшей неделе. «Причина возникновения фильтрации — нарушения, допущенные на начальном этапе строительства технического регламента проведения работ. Выявленное нарушение донной части озера носит локальный характер, что позволяет провести работы по устранению протечек в срок до конца нынешнего года. Восстановительные работы будут проведены силами генерального подрядчика строительства озера — компанией «Сибмост»», — говорится в заключении.

Генеральный директор «Сибмоста» Владислав Кошкин ранее говорил «Эксперту-Сибирь», что ситуация неоднозначна: «Объект делался силами двух подрядчиков — условно говоря, половину озера сделал «Мегаполис», а половину — «Сибмост». Даже если это строительная ошибка, надо точно определить, чья это ошибка — «Мегаполиса» или «Сибмоста». Если комиссия выявит нашу вину, гарантийные обязательства мы понесем без всяких споров». По всей видимости, вину «Сибмост» все же признал.

Вывод шестой, схожий с третьим: возможно, техническую документацию и ее исполнение следует поручать профессионалам на внеконкурсной основе, чем по конкурсу тем, кто может сделать дешевле.

Хуже всех — частным инвесторам

«Словом, сейчас сложилась такая ситуация, когда зону выгоднее достроить, чем закопать — слишком много было вложено в нее и сопутствующие проекты», — говорит профессор Горно-алтайского государственного университета Ольга Зиновьева. По нашим подсчетам (см. таблицу), только федеральный бюджет в том или ином виде потратил на ОЭЗ «Алтайская долина» и сопутствующие проекты около 4,5 млрд руб­лей. И это еще не предел — ранее говорилось, что общий объем бюджетных инвестиций составит порядка восьми миллиардов руб­лей.

Основные вехи развития туристической зоны в Республике Алтай.

Нельзя сказать, что в «сухом» остатке мы не имеем ничего, кроме нескольких разбогатевших «субъектов хозяйствования» и озера, по дну которого гуляет ветер. Зона уже принесла региону некоторые бонусы. Например, все тот же отреставрированный аэропорт (см. «Экономика там положительная» в «Эксперте-Сибирь» № 41 за 2013 год), строительство газопровода, благодаря которому уже газифицированы крупнейшее в регионе село Майма и поселения поменьше. Наконец, в середине августа открылся отремонтированный участок Чуйского тракта протяженностью 8,4 км (от аэропорта до ОЭЗ) и стоимостью 1,5 млрд руб­лей. Нетрудно догадаться, что дорогу тоже строил «Сибмост». На все эти стройки вряд ли пролился бы дождь федеральных инвестиций, если бы не вялотекущее строительство «Алтайской долины».

Но есть и другая сторона процесса — это жизнь частных инвесторов, которые поверили в «Алтайскую долину». В последний раз всплеск интереса к ОЭЗ случился в 2012 году, когда за строительство озера взялся «Сибмост» и когда казалось, что центральный объект «Алтайской долины» вот-вот примет первых туристов. А значит — там можно строиться. И строить начали. Так, в августе прошлого года произошло из ряда вон выходящее событие: первый частный резидент вложил реальные (а не заявленные) деньги в «Алтайскую долину». Строительство гостиницы начало местное ООО «Горно-Тур» — специально зарегистрированная под проект компания местного предпринимателя Валерия Вавилкина (который ранее даже участвовал в конкурсе на строительство озера). Сообщалось, что ООО «Горно-тур» начало строить гостиничный поселок «Горный» с возможностью размещения до 300 человек и ресторан «У водопада». Общая стоимость проекта оценивалась в 300 млн руб­лей, все работы планировалось завершить к осени 2014 года.

В преддверии открытия озера вице-премьер Сергей Тевонян даже грозил, что резиденты, не предпринимающие никаких реальных действий, будут изгнаны из «Алтайской долины». Но когда стало понятно, что озеро протекает, такие разговоры поутихли — нужно было сохранить хотя бы формально имеющихся 12 резидентов, которые в разное время пообещали вложить в зону до шести миллиардов руб­лей. А те, кто уже начал вкладывать, оказались в неловком положении. «Мы обещали открыться 1 июля этого года, и мы открылись, несмотря на проблемы с озером. Мы поставили четыре аттракциона и упорно возим туда туристов. Ну и что, что перед нами вдруг решили построить дорогу и все лето что-то перекапывали? Ну и что, что они не могут подать воду в наш бассейн, потому что у них давление в сетях шесть–восемь атмосфер, а у нас обычные сети? Таких проблем вообще много», — сетует Елена Ялбачева.

Другие оказались предусмотрительнее ЗАО «Парк развлечений» и пока реальных денег, как видно, в «Алтайскую долину» больше не вкладывают. И даже если все проблемы здесь будут решены, зоне предстоит еще долго открещиваться от своего витиеватого прошлого. А построена она не в чистом поле. В 25 км есть вполне нормально работающая «Бирюзовая Катунь», в 70 км в кишащем туристами Чемальском районе создается частная туристическая зона предпринимателя Андрея Жукова (см. «Кооператив «Озеро» в «Эксперте-Сибирь» № 37 за 2013 год).

В общем, вывод седьмой и самый главный: для успешной реализации крупных инвестиционных проектов с реальным участием частного капитала бизнесу нужна стабильность. Хотя бы в головах тех, кто этими проектами управляет.

Сергей Чернышов, «Эксперт-Сибирь».