18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Редакция сайта Doc22 продолжает публиковать экспертные оценки, мнение и комментарии известного в крае политика, скрывающегося под псевдонимом «Антон Федоров». На сей раз своим недреманным оком г-н Федоров окидывает минувший 2009 год.

 

Завершился очередной год и все подводят его итоги: от общеэкономических до сугубо личных. Какими были политические результаты 2009 года в Алтайском крае? Осмыслить их очень сложно, было много событий, которые все трактовали как политические. Экономический кризис и Шукшинский юбилей, митинги тракторостроителей, коррупционные скандалы и кадровые перестановки – во всем можно увидеть политический контекст. Однако если понимать политическое как столкновение интересов отдельных личностей, групп или структур в борьбе за власть и в ходе ее реализации, то череда событий в нашем регионе выстраивается в абсолютно понятную систему.

 

Если вы сравните политическую ситуацию в начале прошлого и этого года, то увидите, насколько они различны, а где-то и абсолютно радикально.

 

Предыдущий год начинался на тревожных нотках. Общее экономическое и социальное положение было непростым. Уже тлели конфликты вокруг Алттрака и дольщиков. Непонятной была ситуация с реализацией всех социальных обязательств бюджета, а значит, была высока вероятность массовой невыплаты заработной платы. Нарастали тенденции по падению объемов производства и соответственно росту армии безработных. На этой волне активизировались многие деструктивные силы, стремясь поучаствовать в переделе собственности на этой негативной волне и где-то ее провоцируя. Пожалуй, пика своего развития достиг клан «Сибмы», развернув экспансию в Республику Алтай и Москву. Четко сформировалась собственная политическая линия Барнаульской властно-предпринимательской команды, фактически ведущая к расколу  единства власти в регионе. Уже и другие отдельные главы территорий, видя своевольничание сибмовской группы, задумывались об осуществлении собственных амбиций, ставя свой личный интерес над краевыми задачами.

На этом фоне естественно ключевым фактором развития ситуации становилось переназначение губернатора.

 

И что мы видим сейчас? Может быть, в деталях еще много проблем, но общий вектор развития региона совершенно изменился. С одной стороны, все социально-экономические процессы вышли на более стабильную траекторию развития, что исключает возможность провоцировать население на общественно-политические действия. С другой стороны,  прояснились многие политические неясности. Каким же образом это все развивалось?

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЕКА

 

Прежде всего, вспоминая прошедший год, необходимо выделить несколько ключевых экономических мер, которые повлияли и на стабилизацию политической ситуации. Буквально в канун тогда наступающего года был принят план антикризисного развития региона. Среди предпринятых мер, наверно, наибольший эффект имели программа по поддержке занятости населения и инвестиции, направленные в жилищно-коммунальную сферу. Серьезный приток средств в регион, который удалось в этот критический период добиться губернатору, позволил в значительной степени сгладить падение всех показателей. Крупные проекты были реализованы в сельском хозяйстве, однако, в силу объективных причин они не дали однозначного эффекта. Был выращен очень приличный урожай, но падение мировых цен на зерно нивелировало аграрные достижения Алтайского края. Тем не менее, несмотря на серьезное падение собственных доходов, край сохранил все свои социальные обязательства. Может быть, это и не позволило определенным силам добиться массовых акций протеста, которые активно в начале года провоцировались.

 

ПРОТЕСТЫ

 

Главными инициаторами протестный действий в регионе можно назвать региональные отделения федеральных партий. «Единая Россия» по понятным причинам не принимала в них участия, хотя отдельные проблемы все-таки поднимала, но ориентируясь на их конструктивное решение.

 

В той или иной степени протестовали или заявляли о своей протестной позиции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Делали они это практически по всем поводам, но, тем не менее, можно выделить некоторые актуальные темы. ЛДПР первыми подняли волну вокруг студенческой темы. «Справедливая Россия» основной упор сделала на проблемы жилищно-коммунального комплекса, и, прежде всего, утверждения тарифов. Были и пикеты и митинги, круглые столы и конференции, на которых предлагалось утверждать тарифы на сессии Законодательного собрания Достаточно сложно оценить эффективность этой деятельности, но, по крайней мере, привлечь внимание к необходимости публично утверждать тарифы эсерам удалось. Коммунисты главной своей темой сделали борьбу вокруг Алттрака. Используя приезд на Алтай премьер-министра, ряд сил пытались раздуть скандал, аналогичный городу Пикалево, и тем самым накалить ситуацию в преддверии переназначения губернатора. Можно предположить, это и было конечной целью использования «в темную» рабочих. Интересно развитие этой непростой проблемы. Вначале губернатор принимает в преддверие приезда Путина ряд финансовых решений по предприятию, в принципе снимая ряд вопросов, висевших годами. Потом там провоцируют людей на акции протеста, которые являются хорошими информационными поводами для СМИ сибмовского холдинга. А затем коммунисты пытаются возглавить этот протест. Самое интересное, сколько бы там потом коммунисты не суетились, кроме уже принятых губернатором решений, практически там больше ничего не изменилось. Может быть, поэтому коммунисты в окончательном итоге увели протест фактически в никуда, территориально просто в другой соседний регион.

 

Еще одной точкой генерации негатива стала Общественная палата региона. В начале года она достаточно амбициозно начала вмешиваться в управленческие дела нашего региона. Без преувеличения можно сказать, что руководство палаты попыталось активно давить на руководство края с требованием развернуть многие социально-экономические процессы в регионе по тому сценарию, который на их взгляд казался оптимальным. Общественников выслушивали, но каких-то серьезных последствий это не имело. Однако во второй половине года Общественная палата подошла к принятию важных именно для нее кадровых решений, а именно избрания ее нового состава. И тут вдруг выяснилось, что она контролируется в общем то небольшой группой лиц, которые предпринимают титанические усилия сохранить свою власть в этом учреждении. Общественниками и депутатами АКЗС был инициирован процесс по изменению порядка избрания палаты, который предполагал большую ответственность избираемых людей за свои действия и самое главное - более широкое  представительство общества в данной структуре. Однако тут же руководством Общественной палаты был спровоцирован скандал, естественно активно освещаемый в СМИ холдинга «Сибма». Навязчиво звучала мысль, что, ущемляя права данной кучки людей, фактически власти ликвидируют ни много ни мало свободу и демократию в нашем регионе. В принципе скандал вокруг палаты еще не завершился, отвергнутая группа заговорщиков заявила о создании новой независимой палаты, но в любом случае, потеряв контроль над официальной палатой, вряд ли они будут играть существенную роль в жизни Алтайского края

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Краевое законотворчество стало реальной ареной борьбы политических интересов и зарабатывания политических очков. В течение года сформировалась тенденция принятия законов в двух плоскостях, а поведение политических субъектов четко определялось тем,  законопроекты из какой плоскости рассматриваются региональным парламентов. К первой группе законов можно отнести решения, которые принимались без широкого публичного звучания, но которые имели огромное значение для различных групп жителей Алтайского края. Десятки постановлений и законов АКЗС всеми четырьмя фракциями принимались  достаточно единодушно. «Единая Россия» своим большинством голосовала за проекты, «Справедливая Россия» после внесения и учета их поправок законы поддерживала, а КПРФ и ЛДПР, по крайней мере, не мешали решению важнейших проблем региона. Однако как только проект получал широкое общественное звучание, на нем можно было, как говорят журналисты, попиариться, сразу коммунисты и лдпровцы вставали в позу и заявляли о своей оппозиционности. Кроме того, учитывая, что активистов этих двух партий объединяет работа в русле интересов группы «Сибма», они всегда голосовали против любых решений, способствующих усилению эффективности работы системы власти, выстроенной губернатором. В течение года можно выделить несколько таких моментов.

 

В самом начале коммуно-жириновцы попытались воспротивиться снижению численности кворума, достаточного для проведения сессии АКЗС. Это позволило избежать новоалтайского варианта развития ситуации в краевом парламенте. Если вы помните, полгода Дума Новоалтайска не могла работать, потому что часть депутатов не ходила на заседания, и она не могла принять даже элементарные решения. Естественно, пробанновскому меньшинству хотелось сохранить возможность шантажировать большинство в Законодательном собрании, и они долго истерили по этому поводу в сибмовской прессе.

 

Следующим скандалом стало голосование по изменению длительности периода, на который будут избираться губернатор и депутаты. Тогда параллельно в прессе стал муссироваться слух, что если парламент не поддержит это решение, которое, кстати, было в духе решений президента и Государственной Думы, то этим якобы выскажет недоверие губернатору в преддверии его переназначения. Однако и этот пируэт коммуно-жириновцев провалился.

 

Естественно, следующим шагом демонстрации своей оппозиционности со стороны этих сил стало голосование по утверждению на следующий период губернатора региона. Характерна позиция коммунистов. В кулуарах они неоднократно заявляли, что лучшего руководителя для региона они не видят и, что в принципе его поддерживают, но будут голосовать однозначно против, чтобы потом через это демонстрировать избирателям свою оппозиционность.

 

Традиционно шумным стало принятие краевого бюджета. Абсолютно понятной была позиция «Единой России». Депутаты фракции принимали активное участие в разработке бюджета и, естественно, к моменту голосования все баталии внутри партии уже отзвучали. ЕР единогласно его поддержала. Учитывая экономический контекст принятия бюджета, он получился очень жестким, но объективно отражающим реалии и в стране, и в регионе. Коммунисты и лдпровцы признали, что край находится в жестких рамках финансовых возможностей, расходы отражают возможности доходов и очень сложно что-то в этом проекте изменить, но голосовать они решили все-таки против. Причина все та же, о чем они прямым текстом заявили: мы много встречаемся с избирателями и нам надо рассказывать им, что мы не взяли на себя ответственность за его принятие. Своим традиционным путем пошли эсеры. Причем по разному на всех уровнях власти. На федеральном уровне они вообще разработали альтернативный бюджет. «Единая Россия» отказалось рассматривать эти предложения в принципе и СР проголосовала против. В крае «Справедливая Россия» внесла ряд принципиальных поправок и неожиданно и губернатор, и фракция большинства их услышали. Поправки позволили направить несколько сотен миллионов дополнительно на социальные расходы. Естественно, эсеры в крае бюджет поддержали. А вот в краевом центре не Колганов, не ориентированные на него единороссы не захотели даже выслушать справороссов, и они ушли в глухую оппозицию.

 

ВЫБОРЫ

 

В течение прошедшего года была два единых дня голосования в марте и октябре. Интересно посмотреть тенденцию результатов партий в период разгара кризиса. Общим трендом общественного мнения было предположение, что в эпоху социальных потрясений партии, олицетворяющие власть, должны терять поддержку, а те партии, которые наращиваю протестную деятельность, всеми силами спекулируют на трудностях ситуации, должны наращивать свой электоральный потенциал. Однако реальные результаты выборов говорят о стабильности пристрастий граждан.

 

В марте, когда только пришло осмысления кризисных проблем, «Единая Россия» набрала немногим более 50 процентов распределяемых в крае муниципальных мандатов. Эти результаты в принципе сопоставимы с итогами голосования в Государственную Думу. «Справедливая Россия» традиционно для предыдущего года заняла второе место и получила около 5 процентов депутатских мест, примерно столько же – около 4 процентов КПРФ. ЛДПР, активно заявившаяся в процессе выдвижения кандидатов, набрала менее 1 процента мандатов.

 

В течение полугода КПРФ и ЛДПР безусловно очень активно работали на протестном поле, пытались встать во главе различных уличных акций, всеми силами сигнализировали избирателю о своей оппозиционности. Тем не менее, в октябре это не привело к серьезным электоральным изменениям. «Единая Россия» получила 63 процента мест, «Справедливая Россия» - 12 процентов, а КПРФ и ЛДПР примерно по 2 процента.

 

В среде общественности возникли разные трактовки этих результатов. Стабильность результатов ЕР объяснялась нежеланием людей раскачивать лодку власти и терять управляемость страны в такой непростой период. Власть у избирателей символизирует лидер ЕР Владимир Путин. Относительный успех СР объяснялся скорее эффективными организационными усилиями команды, чем реальным рейтингом партии, который по социологическим опросам не превышает рейтинг и КПРФ, и ЛДПР. На федеральном уровне, кроме того, выдвигался оппозиционными партиями тезис о пристрастности избирательных комиссий в пользу «Единой России». Впрочем, в Алтайском крае он не получил развития. После заявлений никаких исков и протестов не последовало.

 

КАДРЫ И РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Безусловно, главным кадровым решением года стало переизбрание Александра Карлина губернатором нашего региона. Это было, пожалуй, реализацией главного ожидания всего региона. И, наверное, главным нереализованным ожиданием стала медленная реформа системы управления краем, которую многие эксперты предрекали сразу после августа. Конечно, никто не ждал той кадровой вакханалии, которая царила при Евдокимове, но, по крайней мере, многие считали, что переизбранный губернатор в течение короткого времени переутвердит всю свою команду с определенными изменениями в духе решений Александра Сурикова. Тем более к этому, казалось, вели  и все разговоры о предстоящем создании правительства. Александр Карлин пошел своим путем, превратив по сути дела реформу систему управления в постоянный элемент управленческого процесса. Можно сказать при этом, что в принципе первый шаг  к созданию правительства  уже сделан - прошла реорганизация политической части системы краевой исполнительной власти,  реформирован краевой аппарат. И в этой системе сделаны два принципиальных кадровых решения – руководитель аппарата Борис Ларин стал заместителем секретаря краевой организации  «Единой России», а Валерий Труевцев – возглавил департамент по работе с политической системой. С другой стороны, были уволены два ключевых «работяги» предыдущей схемы - начальник «политического управления» Геннадий Зырянов и руководитель управления по работе с местными органами власти Сергей Химочка. В следующем году, по всей видимости, мы станем свидетелями реорганизации уже социально-экономического блока краевой власти со всеми вытекающими кадровыми решениями. Среди  которых назначения нового главы социального управления лишь предварительная процедура.

 

А вот среди краевых ведомств, не входящих непосредственно в систему краевой исполнительной власти, произошли поистине радикальные изменения. И если избрание нового координатора РО ЛДПР, нового председателя краевой избирательной комиссии или назначение нового руководителя системы исполнения наказаний, - решения, определяемые ситуацией, то назначение прокурора края и председателя краевого суда, возможно, определили дальнейшие события, которые почему-то трактуют как совершенно политические.

 

КОРРУПЦИЯ И СКАНДАЛЫ

 

В прошлом году президент Дмитрий Медведев декларировал необходимость борьбы с коррупцией и произволом чиновников. В крае это было подкреплено еще и усилением системы правоохранительных органов. Это, естественно, вылилось в увеличение числа коррупционных дел. По информации из прокуратуры, счет пошел уже на десятки. Среди них можно выделить три наиболее шумных: уголовные дела главного казначея С.Гусева, мэра Барнаула В.Колганова и мэра Бийска А.Мосиевского. Интересно, что дело Гусева никакого политического звучания не получило, правда, открыло некоторые скрытые стороны его тайных пристрастий. А вот дела мэров, которые являются одновременно политическими фигурами, мгновенно были обставлены политическими легендами.

 

Пресса города Барнаула с момента заведения уголовного дела не уставала повторять, что вины Колганова в разбазаривании бюджетных денег нет, а это уголовное преследование - месть городу краевых чиновников, на которых наехали бизнесмены, контролирующие городскую мэрию. В Бийске Мосиевский уже сам всем рассказывает, что деньги с горожан он собирал на благие цели, а уголовное дело завели, чтобы не позволить ему переизбраться вновь главой города.

 

Однако именно общегосударственная линия  по борьбе с влиянием личных интересов и бизнеса на государственные решения, объективно или субъективно, больнее всего ударила по влиянию ФПГ «Сибма» в нашем регионе.  Первым, буквально предзнаменованием стало крушение вертолета в Республике Алтай. Далее следует вынужденная отставка Анатолия Банных с поста вице-премьера республики.  К лету дело оказывается замятым, однако уже к осени Следственный комитет его вновь возобновляет. В сентябре же заводится уголовное дело на ближайшего соратника Банных, мэра Барнаула Владимира Колганова, проходят обыски в мэрии, и дело переквалифицируется по более серьезным статьям. Поэтому вряд ли сегодня можно говорить об этом клане как серьезном политическом игроке региона.

 

РЕЗЮМЕ

 

Таковы общие политические итоги года. В политическом плане, даже в отсутствие федеральных выборов,  он был очень бурным. Однако события привели к укреплению системы государственной власти  региона и к более предсказуемой перспективе его развития. Достаточно серьезно изменилась система влияния общественности на институты принятия управленческих решений. И самое главное: существенно изменились возможности влиять на ситуацию у всех субъектов политической жизни региона.

 

Антон Федоров