18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

По всей видимости, не за горами смена руководства Алтайского краевого объединения организаций профсоюзов (Крайсовпрофа). Между тем, очевидно, что крупнейшая общественная организация региона нуждается в нынешних условиях в существенном переформатировании, а не только в смене руководящей бюрократии.

В последние годы роль и место профсоюзов, объединяющих, по данным крайсовпрофа, до 180 тыс. работающих жителей Алтайского края, сводилась к ежегодному, в известном смысле ритуальному, подписанию трехстороннего соглашения о социальном партнерстве между властью, профсоюзами и работодателями, «отбыванию номера» председателем крайсовпрофа Владимиром Бабушкиным на разного рода совещаниях да дежурным, как правило, инициированным московским начальством, акциям популистского характера.

НАПОМНИТЬ О СЕБЕ

Вот и нынче по инициативе сверху Алтайский крайсовпроф организовал серию пикетов и «коллективных действий» под лозунгом «За справедливую бюджетную политику! Нет произволу финансистов!». Профактивисты направили в администрацию края и Алтайское краевое Заксобрание (АКЗС) обращения, в которых настаивают на том, чтобы их требования были учтены при формировании краевого бюджета на 2016 год.

Председатель Алтайского крайсовпрофа Владимир Бабушкин считает, что мнение одной из самых многочисленных общественных организаций края должно быть учтено при планировании бюджета на 2016 год. Впервые вопрос по бюджету будет вынесен на обсуждение краевой трехсторонней комиссии (власть – профсоюзы – объединения работодателей), которая пройдет 20 ноября. Но профсоюзы края, по мнению Бабушкина, хотят не только получить цифры уже сверстанного бюджета, которые потом с такой неохотой меняют, а увидеть, что те заверения, которые слышат в общении с депутатами и властями, будут прописаны в бюджете.

- Мы предполагаем, что уменьшение будет касаться заработной платы. Нам говорят, что все социальные статьи расходов бюджета будут сохранены, зарплата сохранена, но нам этого недостаточно. Недостаточно только слов и заверений. Мы хотели бы увидеть цифры по отраслям до принятия бюджета. Трудовое законодательство, регулирует ежегодную индексацию заработной платы. Почему об этом ничего не говорится. Ее надо предусматривать и закладывать в бюджет. Почему идет рост цен, рост коммунальных платежей, а об индексации зарплат речь в бюджетной сфере не идет. - считает Владимир Бабушкин. - А о том, что звучат высказывания об уменьшении фонда оплаты труда ряда бюджетных организаций – это вообще уже «ни в какие рамки». Мы хотим увидеть цифры, обсудить их, конкретно знать, какие программы будут закрыты, кого это коснется. Мы понимаем, что ситуация с бюджетом напряженная, понимаем, что надо экономить, но категорически против экономии за счет заработной платы работников, тем более, что она одна из самых низких по России, но хотим, чтобы нашу позицию услышали…

Справка. Что требуют профсоюзы?

- безусловного выполнения в 2016 году указов Президента РФ в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, но не за счет их сокращения;

- повышения минимальной заработной платы для работников бюджетной сферы в региональном Соглашении на 2016 год;

- индексации заработной платы, пособий, социальных выплат исходя из фактической инфляции;

- реальной финансовой поддержки промышленности и сельского хозяйства в Алтайском крае.

- принятия согласованного с профсоюзами консолидированного бюджета Алтайского края на 2016 год.

БАБУШКИНА В ОТСТАВКУ!

Между тем нынешняя публичная активизация крайсовпрофа актуализировала проблемы профсоюзного движения, соответствия его сегодняшнего руководства новым реалиям и вызовам. Совершенно очевидно и бесспорно, что, несмотря на громкие и популистские лозунги, крайсовпроф неадекватен социально-экономическим проблемам, существующим в Алтайском крае. Профбоссы не только не в состоянии защищать интересы трудящихся, но и не хотят этого делать, а имеющийся мощный общественный ресурс не заметен в политическом ландшафте региона, не имеет существенного влияния и не играет фактически никакой значимой роли в жизни края.

Doc22.ru При Владимире Бабушкине «школа коммунизма» окончательно превратилась в синекуру для профбюрократии.

При Владимире Бабушкине «школа коммунизма» окончательно превратилась в синекуру для профбюрократии.

И вовсе неслучайно, что параллельно с акциями, организованными крайсовпрофом, проводятся пикеты против его бездействия в условиях экономического кризиса. Застрельщиками их выступили «жириновцы», но, думается, это только начало и повод для серьезной дискуссии.

- Крайсовпроф - это декорация. Исправно получая взносы, эта структура лишь создает видимость какой-то деятельности, но по-настоящему никого не защищает. Зарплаты учителей, врачей, воспитателей остаются мизерными. А редкие повышения теряются на фоне прожорливой инфляции и роста цен. Зачем региону профсоюз, который может только конфетные подарки на Новый год собирать? А пока сотрудник детского садика получает в нестоличном городке Алтайского края всего 6 тысяч рублей, глава крайсовпрофа Владимир Бабушкин сдает по баснословным ценам лед во Дворце Зрелищ и Спорта, находящемся на балансе его организации. Здание, построенное на государственные деньги, приносит огромную прибыль профсоюзу, но его не ремонтируют, а выжимают «последние соки». ЛДПР требует отставки неэффективного руководителя Владимира Бабушкина! Профсоюзу нужен новый председатель, тогда эта организация будет способна реально приносить пользу, - говорит и. о. координатора Барнаульского отделения ЛДПР, помощник депутата ГД РФ Андрей Саркисян.

Неоднократно претензии по поводу его бездеятельности в адрес Алтайкрайсовпрофа высказывала и краевые власти. К примеру, в отношении безучастности профсоюзов к проблемам защиты интересов трудящихся, вывода оплаты труда «из тени», борьбы с безработицей и социальной безответственности собственников и менеджмента предприятий. В конце концов были и остаются претензии к руководству крайсовпрофа как собственнику нескольких крупных объектов большой для Алтайского края социальной значимости. Взять тот же Дворец спорта, о котором неслучайно вспомнила ЛДПР.

СОБАКА НА СЕНЕ

Между тем в собственности самой, пожалуй, незаметной общественной организации Алтайского края сегодня находятся весьма существенные активы: помимо уже упоминавшегося Дворца зрелищ и спорта - Дом союзов, в самом центре Барнаула, где находится офис организации. Многие помещения этого здания сданы в аренду. В собственности профсоюзов находятся спорткомплекс «Обь», гостиница «Турист», санатории «Барнаульский» и «Сосновый бор». Были санатории и в Белокурихе, но они в свое время были с большими скандалами проданы, а вырученные огромные деньги растворились, частично осев и в карманах профбоссов.

- Мне кажется, были допущены серьезные ошибки при определении ведомственной принадлежности некоторых наших объектов, в том числе спортивных. Они были переданы в собственность профсоюзам, хотя профсоюзы принимали отнюдь не основное участие в их создании, - заметил в ноябре 2012 года губернатор края Александр Карлин. - Такие объекты, как Дворец спорта в Барнауле, строились на государственные средства и на средства, заработанные на коммунистических субботниках. Фактически, это народное достояние. Но оказалось оно у профсоюзов. Профсоюзы эксплуатировали эти объекты не лучшим образом.

Губернатор тогда напомнил, что несколько лет назад администрация края выкупила у профсоюзов театр музыкальной комедии, который уже начал разрушаться. На последующий ремонт доведенного до аварийного состояния здания потребовались сотни миллионов рублей.

- Нам пеняют на то, что из себя представляет барнаульский Дворец спорта. Но ведь, наверное, резонно спросить, кто его довел до такого состояния? В том числе, и нецелевой эксплуатацией. Этими бесконечными концертами заезжих звезд, ярмарочной и торговой деятельностью? Дворец спорта два десятилетия просто убивали этим, - заявил Александр Карлин. - Дальше такое состояние терпеть уже нельзя. Чтобы дворец реконструировать, необходимо 200-250 миллионов рублей. Нужна полная замена оборудования для подготовки льда. И еще не факт, что основные конструкции этого здания не нуждаются в каком-то серьезном усилении. Вот об этом мы и должны посоветоваться. При этом мы должны понимать, что возможности краевого бюджета небезграничны. Мы пытаемся наладить взаимодействие с федеральным бюджетом, попасть в федеральные программы, но это довольно сложно и по времени не очень оперативно. Но оптимальное решение мы все равно найдем.

Между тем профсоюзы, чей аппарат как раз на средства, извлекаемые из эксплуатации вышеперечисленных объектов, и существует, по всей видимости, расставаться с источниками своего существования не намерены. Во всяком случае, до тех пор, пока на них можно хоть что-то зарабатывать, не вкладывая ни копейки, и пока они не пришли в аварийное состояние. Как, к примеру, было с театром музкомедии, отданном краевым властям чуть ли не в «разобранном состоянии».

Заместитель председателя крайсовпрофа Владимир Добрыгин в ответ на упреки, что «собственник» довел Дворец спорта до полного цугундера, заявил, что «подобные жалобы необоснованны» и вообще посоветовал «не вмешиваться в дела собственника».

А его начальник Владимир Бабушкин глубокомысленно заметил, что «есть вопросы, которые требуют обсуждения», и что «ремонт зданию необходим», но только профсоюзам в этом вопросе «требуется помощь». Намекнув, видимо, на средства налогоплательщиков, то бишь бюджета края.

Вот и получается, мало того, что вызывает большие сомнения правомерность (во всяком случае, справедливость точно!) передачи в свое время собственности профсоюзам и эффективность управления ей, так собственник предлагает краевому бюджету, всем налогоплательщикам вложиться в ее содержание, ремонт и реконструкцию, а значит, и капитализацию. Не исключено, чтобы потом продать по более высокой цене тому же государству в лице администрации края.

В ноябре 2012 года губернатор Карлин призвал краевую и городскую общественность к широкому обсуждению дальнейшей судьбы единственного в Барнауле Дворца спорта. Однако дискуссии не состоялось. Общественность, судя по всему, пока настроена обсуждать надуманные проблемы сохранения таких сомнительных, с точки зрения социальной, культурной и архитектурной значимости, объектов как речной вокзал, лестница на ВДНХ или полуразрушенное здание заброшенной котельной на окраине Барнаула.

ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК В «ШКОЛЕ КОММУНИЗМА»

Насколько известно, весной будущего года на краевой конференции Алтайского крайсовпрофа должен быть избран новый его председатель. Нынешний, Владимир Бабушкин, занимает эту должность с 25 марта 2011 года. Правда, до этого он, после скандальной отставки Владимира Аргучинского, еще два года руководил профсоюзами, будучи исполняющим обязанности. Собственно, до выборов нового руководства Алтайского крайсовпрофа осталось менее полугода и вроде бы есть шанс, что сами профсоюзы в уставном порядке разберутся в своем изрядно запущенном хозяйстве и в нынешних условиях выберут настоящего – деятельного и энергичного вожака, способного в сложнейших условиях кризиса сплотить десятки тысяч членов профсоюзов.

К сожалению, нынешнее руководство показало свою полную неспособность эффективно, твердо и принципиально выполнять свою главную функцию – защищать человека труда во взаимоотношениях с капиталом и государством. Падает численность профсоюзов, растет разочарование в их потенциале и возможностях, процветают формализм и показуха, сплошь и рядом – очковтирательство и бюрократизм. Не увенчались успехом на Алтае попытки создать политическую партию тред-юнионистского толка, чтобы представлять трудящихся и отстаивать их интересы в политическом поле и на законодательных площадках. Как следствие растущего недовольства на местах - новые, независимые профсоюзы. Не слышно о какой-то антикризисной программе профсоюзных действий в Алтайском крае. Хотя понятно, что кризис в первую очередь бьет по трудящимся и от профсоюзов не в последнюю очередь зависит, как край будет преодолевать его социальные последствия.

При этом, думается, шанс обновления алтайского профсоюзного движения, увы, призрачен, поскольку окуклившаяся и инкапсулированная бюрократическая верхушка, профаппаратчики вряд ли способны к реформированию и обновлению. Тем более что наличие вполне себе ликвидных активов позволяет комфортно существовать и дальше, невзирая на кризисы и потрясения.

Более того, в мае прошлого года руководство Алтайского крайсовпрофа «подстелило себе соломки», подстраховавшись от возможных попыток кадровых пертурбаций. На внеочередной конференции были внесены такие изменения в устав, которые бы в случае «отсутствия консенсуса» на выборах председателя крайсовпрофа позволяли руководству ФНПР из Москвы своим волевым решением назначать на один год руководителем краевого объединения профсоюзов «своего человека». Но, по всей видимости, «консенсус», удовлетворяющий местную профсоюзную бюрократию, к взаимному удовольствию всех участников увлекательного и доходного процесса профсоюзной деятельности будет в очередной раз найден.

Как мне кажется, в этом смысле изменить ситуацию может требование досрочной отставки нынешнего руководства Алтайского крайсовпрофа и проведения внеочередных его выборов. Но это уже дело совести и принципов самих профсоюзов, которым и придется принимать ответственные, а потому и непростые решения.

Главный редактор портала Doc22 Артем Кудинов