Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
В АлтГПУ на минувшей неделе при поддержке Министерства образования и науки РФ, российского студенческого центра «Росстуденчество» и Российского Союза Молодёжи провели 2-й Российско-индийский молодёжный форум. О международном сотрудничестве, академических обменах, развитии Алтайского государственного педагогического университета и его предстоящем юбилее в интервью редакции Doc22 рассказала ректор вуза, доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко. Ректор ФГБОУ ВО «Алтайский педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко - Ирина Рудольфовна, какое место в работе вуза занимает международное сотрудничество? - За минувшие 4 года мы очень активно продвинулись в данном направлении. Особенно в отношении государств Востока. Форум межрегионального сотрудничества России и Республики Казахстан, прошедший в Челябинске в начале ноября с участием глав государств, позволил подвести итоги развития сотрудничества двух стран и наметить точки дальнейшего роста. В 2018 году планируется подписание соглашений нашего университета с тремя вузами Казахстана сразу по нескольким направлениям. Это, конечно, русский язык, история и образовательный туризм. Все эти темы соответствуют современным трендам развития экономики Алтайского края. Мы активно сотрудничаем с с зарубежными партнёрами и в рамках созданной более пяти лет назад ассоциации педагогических вузов России и Казахстана по развитию трансграничного образования. - Но Республика Казахстан – это ведь далеко не единственное государство, с которым АлтГПУ активно сотрудничает в области высшего образования? - Масштабное взаимодействие налажено с пятью вузами Китайской Народной Республики. В ближайшее время мы подпишем соглашение о создании на базе АлтГПУ российско-китайского студенческого бизнес-инкубатора. Письмо с соответствующей инициативой на имя Губернатора Алтайского края Александра Карлина было направлено представителями «Росмолодёжи». Учитывая важность и уровень данного проекта, мы надеемся на всестороннюю поддержку. Также в планах открытие на базе нашего университета Центра китайской культуры. В этом году мы получили огромную посылку с большим количеством наименований литературных изданий, произведений живописи и музыки, национальными костюмами и предметами быта китайского народа. Выделено помещение, к майским праздникам 2018 года мы завершим его реконструкцию и в корпусе по адресу пер. Ядринцева, 136 откроем этот Центр. В перспективе у нас также создание Центра культуры народов Большого Алтая. Страны Азии в настоящее время вышли на первое место в географии международного сотрудничества АлтГПУ, однако по-прежнему продолжается взаимодействие с государствами Западной Европы: Германией, Польшей, с Францией готовится много совместных проектов. - Сколько всего иностранных студентов сегодня обучается в АлтГПУ? - За несколько минувших лет в этом направлении мы сделали существенный рывок вперёд. На сегодняшний день в вузе обучаются около 200 иностранных студентов. География разнообразная, но, в основном, это гости из стран Востока: Туркмении, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и Киргизии. С каждым годом растёт число китайских студентов, приезжающих к нам по академическому обмену. Наши студенты уезжают за рубеж, чтобы получить образование в магистратуре и пройти стажировки. В этом году несколько человек приехали к нам из Франции получать образование и стажироваться. - Какие направления подготовки востребованы среди студентов из других государств? - Самые разные, и, как ни странно, Лингвистический институт в этой части не является лидером среди подразделений университета. Наиболее популярны Институт физической культуры и спорта, Институт физико-математического образования. Следом идут Филологический факультет и ЛИИН. Востребован и Институт психологии и педагогики. В принципе, у нас нет такого подразделения, где не учились бы иностранные студенты. Им интересна, в том числе, программа подготовки Института дополнительного образования. Студенты эти, как правило, очень мотивированы. Например, учащийся филологического факультета активно занимается спортом и защищает честь вуза на соревнованиях высокого уровня. - Как иностранные студенты интегрируются в систему высшего образования в РФ, много ли времени занимает период адаптации? - Даже у россиян-первокурсников есть определённый период привыкания к университету. В это время с ними занимаются психологи. Учитывая то, что к нам приезжают на учёбу представители совсем других культур, им уделяем особое внимание и оказываем поддержку. В апреле 2017 года мы вместе со студентами приняли участие в национальном празднике Наурыз в поселке Благовещенка Алтайского края, который был приурочен к фестивалю национальных культур «Венок дружбы». К нам присоединились представители разных народов: французы, немцы, китайцы. Всем им было очень интересно познакомиться с культурой другого народа. В этом смысле в университете сложилась позитивная атмосфера дружбы и взаимной интеграции разных культур и национальностей. Интересно, что иностранным студентам изначально было предложено жить в общежитиях в комнатах со своими соотечественниками, однако ребята не захотели замыкаться в своих диаспорах и попросили поселить их с представителями других народов, чтобы ещё лучше понять русскую и другие культуры, погрузиться в языковую среду. Это положительно сказывается на их социальной адаптации и обучении, поэтому мы, конечно, пошли им навстречу. - Если подвести основные предварительный итоги 2017 года, какие достижения вуза стоит отметить в первую очередь? - В 2018 году университету исполнится 85 лет и в юбилейный год мы входим со значимыми для педагогического вуза результатами. Мы активно вошли в педагогическое экспертное сообщество Российской федерации. Никогда до этого в истории вуза наши специалисты, кандидаты и доктора наук, не имели такого представительства в экспертных Советах структур Министерства образования и науки РФ. У нас работают эксперты в области целевой подготовки (в этой части АлтГПУ является соисполнителем федерального проекта вместе с Мининским, Ульяновским и Екатеринбургским университетами), эксперты в части общего полного образования, подготовки кадров высшей квалификации. АлтГПУ является одним из ведущих вузов России в области дополнительного образования детей и молодёжи. Стоит отметить, что Алтайский край в целом является лидером в реализации соответствующего поручения Президента страны Владимира Путина. Не менее важной темой являются наши наукометрические показатели. Мы находимся в первой половине педагогическим вузов России по индексу Хирша (наукометрический показатель, предложенный физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета. Индекс является количественной характеристикой продуктивности учёного или научной организации, основанной на количестве публикаций и цитирований этих публикаций, - прим. Doc22), публикациям ВАК, привлечению средств на одного научно-педагогического работника. В Алтайском крае среди вузов мы занимаем 4 место по совокупности наукометрических показателей, что для педагогического вуза является очень высокой оценкой. Мы также находимся в лидерах среди педагогических вузов РФ по финансовому менеджменту. А это гарантирует более эффективное финансирования на следующий год. В этом году у нас существенно расширился перечень направлений подготовки. Мы готовим специалистов не просто по физической культуре, но и по направлению «Теория и практика спорта высших достижений». Университет остаётся единственной в крае образовательной площадкой по направлению «Адаптивное физическое воспитание». Впервые в этом году мы открываем направление подготовки учителей географии. Не случайно глава региона Александр Богданович Карлин выбрал именно наш вуз в качестве площадки для проведения на Алтае географического диктанта. Большое место в жизни вуза занимает и внеучебная деятельность. В этом году в общекомандном зачете «Студенческой весны на Алтае» первое место завоевали наши студенты. Мы принимаем на своей базе достаточно много олимпиад, а это свидетельствует о том, что по педагогике, психологии, технологии мы являемся лидерами, в том числе, в части материально-технической базы. Регулярно проводим ректорские приёмы для лучших студентов. - Уделяют ли в вузе внимание работе с подрастающим поколением? - Конечно. Профориентация школьников – важная часть нашей деятельности. В начале декабря заканчивается приём заявок на получение гранта ректора АлтГПУ для создания Института развития одарённости. Победитель получит на год 200 тысяч рублей – неплохая сумма для реализации такого амбициозного, но очень нужного проекта. Институт создаётся с целью систематизации в крае работы с одарённой молодёжью и ранней профориентации учащихся школ. Мы планируем начинать работу с детьми от 3-х лет – для этого в состав Института войдёт Центр «Мир детства». Будут проводиться консультации и для родителей в части наблюдения за развитием талантов ребёнка. - В следующем году АлтГПУ отметит 85-летие. Готовитесь к юбилею? - На июнь 2018 года в рамках праздничных мероприятий запланировано проведение Совета ректоров педагогических вузов Сибирского федерального округа, я являюсь заместителем председателя данного Совета. В эти же дни состоится заседание федерального учебно-методического объединения по направлению «Образование и педагогика» и Координационного совета по педагогике. Обе эти структуры работают при Министерстве образования и науки РФ, поэтому мы ждём приезда около 30 ректоров вузов со всей страны. Осенью также состоится традиционный форум «Молодой учитель. Формула успеха», который теперь приобрёл международный статус. В 2017 году выпуск АлтГПУ составил 595 человек, в т.ч. 444 бакалавра и 151 магистр. 72,5% трудоустроенных выпускников выбирают в качестве сферы деятельности образование. - Вы регулярно выезжаете в районы края, посещаете сельские школы, где проходят практику ваши студенты. Как это помогает в вашей работе? - Я посещаю студенческие отряды, наблюдаю за работой студентов в «Снежном десанте», часто выезжаю к ребятам, которые проходят педагогическую практику. Для меня важно понимание, в каких условиях студенты живут и трудятся. Запланировала много таких поездок на декабрь и новогодние каникулы. Глав районов о своём визите предупреждаю, однако со студентами обычно общаемся с глазу на глаз. Бывают и жалобы: вовремя не завезли уголь для отопления, не обеспечили питание молодого специалиста при школе или его рабочая нагрузка не соответствует нормативам. Считаю, что это требует скорейшего решения. Как правило, всё решается в рабочем порядке с руководителями муниципалитетов. Но, при случае, Губернатор края Александр Карлин всегда готов оказать дополнительную поддержку – он уделяет пристальное внимание развитию системы образования, это касается и подготовки молодых кадров. В этом году с главой региона открывали новую школу в Налобихе. Всё это важный опыт, ведь в таких школах в будущем предстоит работать нашим выпускникам. Не менее двух раз в год ректорат и руководители подразделений университета также ездят в районы края. Например, в августе мы посетили 22 муниципалитета. У нас есть общая презентация, буклеты – это тоже часть профориентационной работы с потенциальными абитуриентами. Посещаем выпускные вечера, проводим ярмарки вакансий и дни открытых дверей.
|