18+

Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В АлтГПУ на минувшей неделе при поддержке Министерства образования и науки РФ, российского студенческого центра «Росстуденчество» и Российского Союза Молодёжи провели 2-й Российско-индийский молодёжный форум. О международном сотрудничестве, академических обменах, развитии Алтайского государственного педагогического университета и его предстоящем юбилее в интервью редакции Doc22 рассказала ректор вуза, доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко.

Doc22.ru Ректор ФГБОУ ВО «Алтайский педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко

Ректор ФГБОУ ВО «Алтайский педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко

- Ирина Рудольфовна, какое место в работе вуза занимает международное сотрудничество?

- За минувшие 4 года мы очень активно продвинулись в данном направлении. Особенно в отношении государств Востока. Форум межрегионального сотрудничества России и Республики Казахстан, прошедший в Челябинске в начале ноября с участием глав государств, позволил подвести итоги развития сотрудничества двух стран и наметить точки дальнейшего роста. В 2018 году планируется подписание соглашений нашего университета с тремя вузами Казахстана сразу по нескольким направлениям. Это, конечно, русский язык, история и образовательный туризм. Все эти темы соответствуют современным трендам развития экономики Алтайского края. Мы активно сотрудничаем с с зарубежными партнёрами и в рамках созданной более пяти лет назад ассоциации педагогических вузов России и Казахстана по развитию трансграничного образования.

- Но Республика Казахстан – это ведь далеко не единственное государство, с которым АлтГПУ активно сотрудничает в области высшего образования?

- Масштабное взаимодействие налажено с пятью вузами Китайской Народной Республики. В ближайшее время мы подпишем соглашение о создании на базе АлтГПУ российско-китайского студенческого бизнес-инкубатора. Письмо с соответствующей инициативой на имя Губернатора Алтайского края Александра Карлина было направлено представителями «Росмолодёжи». Учитывая важность и уровень данного проекта, мы надеемся на всестороннюю поддержку. Также в планах открытие на базе нашего университета Центра китайской культуры. В этом году мы получили огромную посылку с большим количеством наименований литературных изданий, произведений живописи и музыки, национальными костюмами и предметами быта китайского народа. Выделено помещение, к майским праздникам 2018 года мы завершим его реконструкцию и в корпусе по адресу пер. Ядринцева, 136 откроем этот Центр. В перспективе у нас также создание Центра культуры народов Большого Алтая. Страны Азии в настоящее время вышли на первое место в географии международного сотрудничества АлтГПУ, однако по-прежнему продолжается взаимодействие с государствами Западной Европы: Германией, Польшей, с Францией готовится много совместных проектов.

- Сколько всего иностранных студентов сегодня обучается в АлтГПУ?

- За несколько минувших лет в этом направлении мы сделали существенный рывок вперёд. На сегодняшний день в вузе обучаются около 200 иностранных студентов. География разнообразная, но, в основном, это гости из стран Востока: Туркмении, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и Киргизии. С каждым годом растёт число китайских студентов, приезжающих к нам по академическому обмену. Наши студенты уезжают за рубеж, чтобы получить образование в магистратуре и пройти стажировки. В этом году несколько человек приехали к нам из Франции получать образование и стажироваться.

- Какие направления подготовки востребованы среди студентов из других государств?

- Самые разные, и, как ни странно, Лингвистический институт в этой части не является лидером среди подразделений университета. Наиболее популярны Институт физической культуры и спорта, Институт физико-математического образования. Следом идут Филологический факультет и ЛИИН. Востребован и Институт психологии и педагогики. В принципе, у нас нет такого подразделения, где не учились бы иностранные студенты. Им интересна, в том числе, программа подготовки Института дополнительного образования. Студенты эти, как правило, очень мотивированы. Например, учащийся филологического факультета активно занимается спортом и защищает честь вуза на соревнованиях высокого уровня.

- Как иностранные студенты интегрируются в систему высшего образования в РФ, много ли времени занимает период адаптации?

- Даже у россиян-первокурсников есть определённый период привыкания к университету. В это время с ними занимаются психологи. Учитывая то, что к нам приезжают на учёбу представители совсем других культур, им уделяем особое внимание и оказываем поддержку. В апреле 2017 года мы вместе со студентами приняли участие в национальном празднике Наурыз в поселке Благовещенка Алтайского края, который был приурочен к фестивалю национальных культур «Венок дружбы». К нам присоединились представители разных народов: французы, немцы, китайцы. Всем им было очень интересно познакомиться с культурой другого народа. В этом смысле в университете сложилась позитивная атмосфера дружбы и взаимной интеграции разных культур и национальностей. Интересно, что иностранным студентам изначально было предложено жить в общежитиях в комнатах со своими соотечественниками, однако ребята не захотели замыкаться в своих диаспорах и попросили поселить их с представителями других народов, чтобы ещё лучше понять русскую и другие культуры, погрузиться в языковую среду. Это положительно сказывается на их социальной адаптации и обучении, поэтому мы, конечно, пошли им навстречу.

- Если подвести основные предварительный итоги 2017 года, какие достижения вуза стоит отметить в первую очередь?

- В 2018 году университету исполнится 85 лет и в юбилейный год мы входим со значимыми для педагогического вуза результатами. Мы активно вошли в педагогическое экспертное сообщество Российской федерации. Никогда до этого в истории вуза наши специалисты, кандидаты и доктора наук, не имели такого представительства в экспертных Советах структур Министерства образования и науки РФ. У нас работают эксперты в области целевой подготовки (в этой части АлтГПУ является соисполнителем федерального проекта вместе с Мининским, Ульяновским и Екатеринбургским университетами), эксперты в части общего полного образования, подготовки кадров высшей квалификации. АлтГПУ является одним из ведущих вузов России в области дополнительного образования детей и молодёжи. Стоит отметить, что Алтайский край в целом является лидером в реализации соответствующего поручения Президента страны Владимира Путина.

Не менее важной темой являются наши наукометрические показатели. Мы находимся в первой половине педагогическим вузов России по индексу Хирша (наукометрический показатель, предложенный физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета. Индекс является количественной характеристикой продуктивности учёного или научной организации, основанной на количестве публикаций и цитирований этих публикаций, - прим. Doc22), публикациям ВАК, привлечению средств на одного научно-педагогического работника. В Алтайском крае среди вузов мы занимаем 4 место по совокупности наукометрических показателей, что для педагогического вуза является очень высокой оценкой. Мы также находимся в лидерах среди педагогических вузов РФ по финансовому менеджменту. А это гарантирует более эффективное финансирования на следующий год.

В этом году у нас существенно расширился перечень направлений подготовки. Мы готовим специалистов не просто по физической культуре, но и по направлению «Теория и практика спорта высших достижений». Университет остаётся единственной в крае образовательной площадкой по направлению «Адаптивное физическое воспитание». Впервые в этом году мы открываем направление подготовки учителей географии. Не случайно глава региона Александр Богданович Карлин выбрал именно наш вуз в качестве площадки для проведения на Алтае географического диктанта.

Большое место в жизни вуза занимает и внеучебная деятельность. В этом году в общекомандном зачете «Студенческой весны на Алтае» первое место завоевали наши студенты. Мы принимаем на своей базе достаточно много олимпиад, а это свидетельствует о том, что по педагогике, психологии, технологии мы являемся лидерами, в том числе, в части материально-технической базы. Регулярно проводим ректорские приёмы для лучших студентов.

- Уделяют ли в вузе внимание работе с подрастающим поколением?

- Конечно. Профориентация школьников – важная часть нашей деятельности. В начале декабря заканчивается приём заявок на получение гранта ректора АлтГПУ для создания Института развития одарённости. Победитель получит на год 200 тысяч рублей – неплохая сумма для реализации такого амбициозного, но очень нужного проекта. Институт создаётся с целью систематизации в крае работы с одарённой молодёжью и ранней профориентации учащихся школ. Мы планируем начинать работу с детьми от 3-х лет – для этого в состав Института войдёт Центр «Мир детства». Будут проводиться консультации и для родителей в части наблюдения за развитием талантов ребёнка.

- В следующем году АлтГПУ отметит 85-летие. Готовитесь к юбилею?

- На июнь 2018 года в рамках праздничных мероприятий запланировано проведение Совета ректоров педагогических вузов Сибирского федерального округа, я являюсь заместителем председателя данного Совета. В эти же дни состоится заседание федерального учебно-методического объединения по направлению «Образование и педагогика» и Координационного совета по педагогике. Обе эти структуры работают при Министерстве образования и науки РФ, поэтому мы ждём приезда около 30 ректоров вузов со всей страны. Осенью также состоится традиционный форум «Молодой учитель. Формула успеха», который теперь приобрёл международный статус.

В 2017 году выпуск АлтГПУ составил 595 человек, в т.ч. 444 бакалавра и 151 магистр. 72,5% трудоустроенных выпускников выбирают в качестве сферы деятельности образование.

- Вы регулярно выезжаете в районы края, посещаете сельские школы, где проходят практику ваши студенты. Как это помогает в вашей работе?

- Я посещаю студенческие отряды, наблюдаю за работой студентов в «Снежном десанте», часто выезжаю к ребятам, которые проходят педагогическую практику. Для меня важно понимание, в каких условиях студенты живут и трудятся. Запланировала много таких поездок на декабрь и новогодние каникулы. Глав районов о своём визите предупреждаю, однако со студентами обычно общаемся с глазу на глаз. Бывают и жалобы: вовремя не завезли уголь для отопления, не обеспечили питание молодого специалиста при школе или его рабочая нагрузка не соответствует нормативам. Считаю, что это требует скорейшего решения. Как правило, всё решается в рабочем порядке с руководителями муниципалитетов. Но, при случае, Губернатор края Александр Карлин всегда готов оказать дополнительную поддержку – он уделяет пристальное внимание развитию системы образования, это касается и подготовки молодых кадров. В этом году с главой региона открывали новую школу в Налобихе. Всё это важный опыт, ведь в таких школах в будущем предстоит работать нашим выпускникам. Не менее двух раз в год ректорат и руководители подразделений университета также ездят в районы края. Например, в августе мы посетили 22 муниципалитета. У нас есть общая презентация, буклеты – это тоже часть профориентационной работы с потенциальными абитуриентами. Посещаем выпускные вечера, проводим ярмарки вакансий и дни открытых дверей.

Справка. Учительский институт основан на Алтае в 1933 году. Сегодня в состав Алтайского государственного педагогического университета входят Институт психологии и педагогики, Институт физико-математического образования, Институт физической культуры и спорта, Институт дополнительного образования, Лингвистический институт, Исторический и Филологический факультеты. За время своего существования вуз подготовил более 70 тысяч специалистов для системы образования Алтайского края.