18+

Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

На площадке Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова 27 июня в рамках круглого стола специалисты вузов и Министерства образования и науки региона, а также представители Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО обсудили перспективы разработки совместных методик обучения, ориентированных на потребности современного рынка труда. Ранее АлтГТУ при поддержке Фонда реализовал два подобных проекта. Подробнее об этой работе редакции информационно-аналитического портала Doc22 рассказала начальник научного управления АлтГТУ, доцент кафедры современных специальных материалов Елена Ананьева.

Doc22.ru Начальник научного управления Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, к.т.н, доцент кафедры современных специальных материалов Елена Ананьева.

Начальник научного управления Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, к.т.н, доцент кафедры современных специальных материалов Елена Ананьева.

- Елена Сергеевна, какие требования предъявляет сегодня рынок труда к высшим учебным заведениям в области подготовки специалистов?

- Развитие предприятий реального сектора экономики и критерии Министерства образования и науки РФ по оценке качества образовательных услуг говорят о востребованности на современном рынке труда не просто специалистов с образованием, но прежде всего тех, кто обладает определёнными практическими навыками, квалификацией. Это главные причины, которые побуждают вузы к пересмотру традиционных методик подготовки. В настоящее время актуальной задачей является разработка программ дополнительного и профессионального образования, которые направлены на получение конкурентоспособного специалиста, подготовленного для конкретной области профессиональной деятельности. Если говорить об АлтГТУ, то это в первую очередь, инженерные специальности. Такие специалисты необходимы современным промышленным предприятиям, производящим высокотехнологичную продукцию. Есть потребность и в качественных менеджерах, ориентированных на работу в отдельно взятой отрасли - например машиностроении, где существует своя специфика производства, особенности логистики, продвижения продукции на рынок и т.д. В вузах иного профиля также необходимо внедрение программ подготовки узких специалистов, которые могли бы работать на площадках компаний, реализующих сложные проекты. Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО предоставляет механизм, благодаря которому вузы, предприятия и региональные органы власти могут формировать некий заказ для тех отраслей, которые активно развиваются в отдельно взятом регионе или округе. Всё это в конечном счёте способствует и развитию территорий в целом. Поэтому решать подобные задачи необходимо комплексно и в сотрудничестве с научными организациями, работодателями и государством.

- С чего началась работа по созданию образовательных программ специалистами вашего университета совместно с РОСНАНО?

- При поддержке Фонда в 2012-13 гг. АлтГТУ реализовал программу подготовки специалистов в области нанокомпозиционных полимерных материалов совместно с промышленными предприятиями Бийска. Сейчас кластер «Алтайполикомпозит» активно работает, а в те годы он ещё только зарождался - и тем острее ощущалась необходимость в квалифицированных кадрах для работы на площадках высокотехнологичных производств. Мы обратились с предложением по созданию такой образовательной программы в регионе к Губернатору края Александру Богдановичу Карлину. Он полностью поддержал инициативу. Совместно с руководством Бийского завода спецавтоматики, ФНПЦ «Алтай», Бийского олеумного завода мы подготовили предложение и подали заявку на открытый конкурс РОСНАНО. Прошли отбор, получили поддержку и успешно реализовали проект на территории края.

Справка. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) - экспериментальный метод молекулярной биологии, позволяющий добиться значительного увеличения малых концентраций определённых фрагментов нуклеиновой кислоты (ДНК) в биологическом материале (пробе). ПЦР широко используется в биологической и медицинской практике, например, для диагностики заболеваний (наследственных, инфекционных), для установления отцовства, выделения новых генов.

Это программа дополнительного профессионального образования действующих специалистов предприятий. К каждому предъявлялись определённые требования относительно базового образования. Переподготовку прошли 75 человек. Они получили профессиональные компетенции, согласованные с работодателем, для решения поставленных задач на производстве. В 2016 году мы немного отошли от технической специализации и подготовили совершенно новую, инновационную образовательную программу в сотрудничестве с Алтайским государственным медицинским университетом и алтайским филиалом ФГБУ «Гематологический научный центр». Её цель - подготовка специалистов для работы с методами тромбодинамики и ПЦР-диагностики.

Doc22.ru Доктор медицинских наук, профессор, директор алтайского филиала ФГБУ «Гематологический научный центр» Андрей Момот.

Доктор медицинских наук, профессор, директор алтайского филиала ФГБУ «Гематологический научный центр» Андрей Момот.

«В рамках программы совместно с АлтГТУ в 2016 году мы подготовили более 60 сотрудников системы здравоохранения Алтайского края, - говорит директор Алтайского филиала Гематологического научного центра Андрей Момот, - Это врачи-гематологи, кардиологи, хирурги и другие узкие специалисты. Главными темами стали управление рисками тромбозов и патологиями беременности, связанные с нарушением свёртываемости крови. Проект программы подготовки стал результатом работы коллектива специалистов технического и медицинского университетов. Здравоохранения в настоящее время идёт по пути развития ранней диагностики и превентивного лечения. Поэтому одной из задач подготовки специалистов было эффективное выявление группы пациентов с высокими тромбогенными рисками. Их необходимо вовремя диагностировать и в дальнейшем наблюдать, оберегая от тяжёлых сосудистых состояний, например, инсульта или инфаркта. Программа переподготовки рассчитана в среднем на 250 часов. Часть из них - это дистанционное обучение, часть ориентирована на конкретную практическую работу на местах. Без профессиональной поддержки специалистов технического университета реализовать такой проект было бы невозможно».

- В чём качественное отличие образовательных программ, созданных при поддержке РОСНАНО?

- В настоящее время одно из основных требований Министерства образования и науки РФ к программам бакалавриата и магистратуры - практическая ориентированность. Тот опыт, который мы приобрели, работая с ФИОП РОСНАНО очень помог нам в понимании, в частности, методологии формирования контрольно-измерительных материалов, курсов лекций и т.д. Все программы курируют тьюторы Фонда, которые следят за правильным методическим сопровождением. Они корректируют форматы лекций, практических и тестовых заданий, написания самой программы. Это просто очень хороший опыт в написании методических программ, отвечающих современным требованиям.

Одним из условий создания таких программ со стороны РОСНАНО является разработка части образовательных модулей в дистанционном формате e-Learning. Плюс такого подхода в том, что каждый слушатель может набирать определённый набор курсов и таким образом выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Допустим, необходимо подготовить не просто технолога, а специалиста, обладающего компетенциями в областях менеджмента и трансфера технологий. В рамках такого формата это можно сделать с минимальными затратами.

Второе обязательное требование - разработка симуляторов приборов и технологических процессов. Наши IT-специалисты разработали для обеих программ по-настоящему уникальные симуляторы и дистанционные модули. Они сделали не просто образовательную программу, но и создали оригинальный функциональные дизайнерские новации в оформление образовательного пакета, сделав его наиболее эргономичным для конечного потребителя услуг, т.е. слушателя курса. Это было сделано на таком высоком уровне, что, когда в Москве проходила защита этого блока работы, многие специалисты, реализующие аналогичные проекты, приходили перенимать опыт.

Необходимо подчеркнуть, что дистанционный формат видоизменяется с течением времени. Если в 2012 году это были видеозаписи лекций и мультимедиа-презентации, то в 2016 требования стали на порядок сложнее - добавилось большое количество нюансов, включая даже скорость чтения лекций. Для соответствия всем параметрам мы консультировались с профессиональными дикторами. Всё это соответствует стандартам европейского качества дистанционного образования.

Doc22.ru Руководитель отдела по работе с образовательными программами ФИОП РОСНАНО Станислав Нисимов.

Руководитель отдела по работе с образовательными программами ФИОП РОСНАНО Станислав Нисимов.

- В чём цель проведения круглого стола с участием представителей других вузов Алтайского края?

- Мы определили его девиз, как «Новое качество высшего и дополнительного профессионального образования на основе эффективного и конкурентоспособного взаимодействия университетов, отвечающего интересам всех участников системы». С нашей стороны, это, в первую очередь, желание поделиться накопленным опытом, предложить вузам региона сотрудничество в создании собственных уникальных программ обучения. У нас есть опыт соответствующей работы, а у специалистов других университетов - необходимые навыки и знания в узкоспециализированных отраслях. Например, на базе классического университета успешно развивают биотехнологии, но ведь конечная цель таких исследований - внедрение в производство, а для этого уже необходим опыт инженеров и специалистов в том числе АлтГТУ, а при поддержке Фонда РОСНАНО достичь подобных результатов становится более чем реально, причём в сжатые сроки. Мы можем вместе формировать предложения, обращаться с ними в Правительство региона, к работодателям и претворять в жизнь сложные проекты, которые по отдельности ни один вуз или предприятие реализовать не может.

- В чём заключается поддержка со стороны Фонда РОСНАНО помимо методического сопровождения?

- РОСНАНО финансирует разработку программы, симуляторов и дистанционного модуля. Всё, что связано с практической реализацией финансируют либо предприятия-работодатели, заинтересованные в подготовке кадров, которые и заказывают такое обучение, либо региональные власти. Всего на разработку двух программ со стороны РОСНАНО вузом привлечено порядка 10 миллионов рублей. В результате проделан колоссальный объём работы. Приведу простой пример: только объём отчёта по программе, реализованной в 2012-13 гг. в бумажном варианте составил более 4000 страниц. Каждая программа, разработанная при поддержке Фонда уникальна и попадает в специальный реестр. В дальнейшем ей могут воспользоваться другие вузы. Когда мы работали с бийскими предприятиями в основу программы была положена инновационная технология получения высокоэнергетических нанокомпозиционных материалов. В сотрудничестве с АлтГМУ создана программа, основой которой стали исследования знаменитого алтайского гематолога Зиновия Соломоновича Баркагана и современные разработки ведущих производителей высокотехнологичного лабораторного оборудования. Опыт получен бесценный.

Справка. Фонд инфраструктурных и образовательных программ создан на основании Федерального закона «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» в 2010 году. Целью деятельности Фонда является развитие инфраструктуры в сфере нанотехнологий, включая реализацию уже начатых РОСНАНО образовательных и инфраструктурных программ. Деятельность Фонда направлена на поддержку и развитие всех российских предприятий наноиндустрии, в том числе и не являющихся проектными компаниями РОСНАНО.