18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Подошел к концу первый год модернизации системы здравоохранения Алтайского края. Напомним, на 2011-й и 2012-й год региону выделено 8,3 млрд. рублей. Часть из них уже потрачена. Насколько эффективно расходуются средства и на что конкретно в 2011 году? Как прошел перевод всего муниципального здравоохранения на краевой уровень? Об этом информационно-аналитический портал Doc22 спросил начальника Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности Виктора Яковлева.

Напомним, Соглашение между губернатором региона, министром здравоохранения РФ и директором ФОМС, открывающее финансирование программы модернизации, было подписано в апреле 2011 года. В крае даже волноваться начали было, что время уходит, средства, как вы видите, серьезные, деньги, освоить не успеют – ведь впереди ждала процедура бесконечных конкурсов, ожидания исполнения госзаказа, доставка и монтаж многочисленного оборудования, - на все требовалось время.

- Работа идет в плановом режиме, - успокоил начальник крайздрава. – Средства поступают исправно, ежемесячно равными долями в Территориальный фонд медицинского страхования Алтайского края. Позже начато финансирования направления информатизации региональных систем здравоохранения. Соответствующие дополнительные соглашения с регионами были подписаны со всеми только в сентябре. Средства на информатизацию здравоохранения также начинают поступать.

Средства, поступающие в край на модернизацию, распределяются по нескольким утвержденным программой направлениям. Первое – развитие материально-технической базы, конкретно – проведение капитального ремонта ЛПУ и обеспечение их новой современной медицинской техникой. Второй поток средств идет на повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи и внедрение стандартов оказания медицинской помощи. Решение задачи повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи осуществляется, во-первых, через систему стимулирующих выплат специалистам, которые работают в амбулаторно-поликлинических условиях, но при этом не получают доплат в рамках нацпроекта. К примеру, получают доплату по нацпроекту участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики, медицинские сестры, персонал скорой помощи и ФАПов, остальные специалисты вышеназванного звена сегодня получают доплаты в рамках модернизации.

- Повлияло ли повышение зарплат на решение проблемы дефицита медицинских кадров, особенно на селе?


- Проблема решается, вакансии закрываются, но не так быстро, как нам бы хотелось. Дело в том, что на рынке труда не так много необходимых нам специалистов, которые ищут работу. Тем не менее, зарплаты возросли, их размер не фиксирован, зависит от объема и качества работы конкретного специалиста. Но если в среднем, то врач, работающий на 1 ставку и более, получает доплату около 9 тыс. 700 рублей, а средний медперсонал – около 6 тыс. 300 рублей. В ряде случаев доплата превышает базовую зарплату.

- Сколько человек получают доплату по программе модернизации?

- По данным на 1 декабря, 3641 врач и 6157 средних медицинских работников. Хочу пояснить, что по существующему законодательству доплаты могут иметь только те специалистов, которые финансируются через систему ОМС. То есть, без повышения зарплаты остались бы, скажем так, «неОМСовские» специалисты – наркологи, психиатры, фтизиатры, специалисты центров СПИД, венерологи и некоторые другие плюс средний медперсонал. Мы посчитали: таких специалистов оказалось 379 врачей и 437 средних медработников. Общая сумма доплат, если считать с 1 апреля и до конца этого года, составила 76,2 млн. рублей. Губернатор нас поддержал, эти средства были выделены из бюджета края. И предусмотрены на 2012 финансовый год. Поддержку Александра Богдановича Карлина здравоохранение края ощущает постоянно.

- Как внедряются стандарты медицинской помощи и во всех ли ЛПУ?

- Стандарт медицинской помощи – это тот ее объем, который обязательно должен получить пациент, страдающий тем или иным заболеванием. Есть еще один документ – порядок оказания медицинской помощи, в котором прописано «движение» пациента по системе здравоохранения. Это позволяет достигнуть выполнения стандарта. Стандарты, замечу – обязательны. В 2011 году внедрены 9 стандартов, в 2012 году к ним добавится еще порядка 10-ти. Речь идет о таких значимых заболеваниях, как инфаркт миокарда, осложнения течения беременности, острое нарушение мозгового кровообращения, онкологические заболевания, неонатология и ряд других. Мы определили лечебные учреждения, они согласованы с Минздравом, и начали эти стандарты внедрять. Конечно, эти стандарты охватывают далеко не всю медицину. И речь идет исключительно о стационаре. Но, подчеркну, стандарт – это более совершенное, более эффективное лечение.

- Уже можно говорить об эффекте от внедрения стандартов?

- Времени прошло немного, тем не менее, по острым нарушениям мозгового кровообращения эффект зафиксирован: смертность в третьем квартале этого года (когда работали по стандартам) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (когда стандартов еще не было) снизилась на 13 %.

Вернемся к материальной базе. Логика Минздрава такая: ремонтируем стационар, оснащаем его необходимым оборудованием, тем самым создаем инфраструктуру больницы, которая при наличии кадров начинает выполнять стандарты. В результате появляется эффект.

Мы смогли доказать, что Алтайский край – регион особенный, с большой долей сельского населения, что ремонтировать надо не только стационары, но и ФАПы. В итоге в программу капремонта включен 61 ФАП. Половину мы уже отремонтировали в этом году (и 40 стационаров из 91-го). Должен сказать, население в селах ремонт ФАПа восприняло как рождественский подарок.

На медицинскую технику в 2011 году израсходовано 1,582 млрд. рублей. Проведены соответствующие конкурсные процедуры, экономия по ним составила 139 млн. рублей, а по итогам года, думаю, увеличится примерно до 200 млн. И вся она будет направлена на дополнительную закупку оборудования.

- Как решается кадровый вопрос? Особенно дефицит специалистов в селах?


- Вы знаете, должно быть, что медицинским специалистам в возрасте до 35 лет, решившим приехать работать в село, правительство выделит по 1 млн. рублей. Причем, что очень важно, и тем, кто приехал в село после 1 января 2011 года. Они также получат эти деньги – на приобретение жилья. Государство выдвигает одно условие – проработать на селе минимум 5 лет.

- Сколько на сегодня в селах не хватает врачей?

- Несколько сотен. Думаю, правительственная мера закрепления врачей в сельском здравоохранении будет если не полностью, то в значительной степени решена в ближайшие годы. Но также нужно решать проблемы городов. В Рубцовске, например, обеспеченность врачами составляет всего 40 % от норматива. Рубцовск – не село, миллион не дадут. Надеемся, что в перспективе будут найдены также формы поддержки городов в решении ими кадрового дефицита в здравоохранении.

- Как проходил перевод муниципального здравоохранения в краевую собственность?

- Он завершен к 1 января 2012 года. После Нового года в крае не осталось ни одной муниципальной больницы. Если вкратце по этой теме. Первое – в свое время было подписано распоряжение губернатора края о том, что лечебные учреждения муниципальных образований передаются в краевую собственность. Всего их 138. Губернатором также подписано постановление о переименовании лечебных учреждений из МУЗов в ГБУЗы – Государственные бюджетные учреждения здравоохранения. Завершилась регистрация всех ЛПУ в федеральном казначействе, где у каждого медучреждения будут открыты счета. На них перейдут все остатки средств, которые были на счетах муниципальных ЛПУ. Главные врачи муниципальных больниц написали заявления с просьбой перевести главным врачом краевой больницы. Со всеми заключаются срочные трудовые договоры на один год с испытательным сроком 6 месяцев. Весь коллектив автоматически остается на своих рабочих местах. За муниципалитетом остается полномочие – содействовать оказанию медицинской помощи населению муниципального образования. Это справедливо. Учреждение хоть и становится краевым, но люди-то, которые в них лечатся, как были, так и остались свои, «муниципальные». Так что муниципалитеты помогали и будут помогать. Например, оказывать содействие в сфере охраны здоровья населения, в сфере охраны труда, в проведении профосмотров, в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. В их обязанности входит, к примеру, обеспечение надежного электроснабжения лечебных учреждений, расчистка зимой подъездов к больнице и многое другое. Надеюсь, что руководители муниципальных образований края правильно поймут свои задачи.

- Виктор Васильевич, как вы оцените состояние муниципального здравоохранения, которое фактически уже перешло в краевое ведение?


- Если усредненно: муниципальное здравоохранение имеет более слабую материальную базу, чем краевые учреждения здравоохранения. Но я хочу еще раз подчеркнуть: проходящая сейчас модернизация регионального здравоохранения очень серьезно обращена в село. Подровняем.

- Одно из направлений модернизации – информатизация регионального здравоохранения. Что делается?

- Задача стоит – создать в краевом здравоохранении единую информационную систему. Средства на это выделены, мы закупаем тысячи компьютеров, работаем над развитием сети. В идеале мы должны получить следующее: человек приходит в регистратуру за первичным талоном, скажем, к терапевту. Который, осмотрев пациента, принимает решение направить его еще и к другому специалисту, например, неврологу. Терапевт находит в компьютере расписание невролога и записывает человека на свободное время. Таким образом, очереди в регистратурах должны быть сведены на нет. В перспективе будут создаваться электронные истории болезни. Работы предстоит очень много. Через ряд лет врачебная информационная система должна быть единой по всей стране.