18+

Алтайский край вошел в ТОП-10 лидеров Национального туристического рейтинга

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Обзор долговой политики Алтайского края, представленный в статье доктора экономических наук, профессора кафедры финансов и кредита Алтайского государственного университета Натальи Брюхановой, раскрывает и обосновывает ее основные качественные параметры. Это особенно актуально с учетом текущего формирования долговой политики региона до 2028 года.

Автор прослеживает изменения объемов государственного долга Алтайского края на протяжении прошедшего десятилетия, обращаясь к аналогичным показателям других сибирских регионов. Многие сопредельные территории в настоящее время обременены долговыми обязательствами, которые превышают половину их собственных доходов. По мнению автора, соотношение государственного долга и собственных доходов региона не может быть оценено однозначно. Однако очевидно, что регионы должны придерживаться рекомендаций Минфина России по предельному значению этого показателя. Есть и другие, не менее принципиальные факторы, которые региональные органы власти должны учитывать при формировании долгосрочной долговой политики.


 

Взвешенная долговая политика – один из факторов устойчивого развития региона

Doc22.ru Брюханова Наталья Владимировна, д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита АлтГУ (фото из личного архива автора)

Брюханова Наталья Владимировна, д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита АлтГУ (фото из личного архива автора)

Вопросы региональной долговой политики сегодня вызывают большой интерес у экономистов, финансистов, у деятелей науки и даже у граждан, деятельность которых не связана с экономикой. Причины этого вполне понятны. Разноплановые тенденции в экономике страны, большое количество социальных проблем при относительно «дешевых» деньгах вызывают желание увеличить заимствования для решения этих проблем. Но неустойчивость экономики, негативные прогнозы, длительные перспективы низких темпов экономического роста выступают сдерживающим фактором и несут повышенные риски. В каждом случае при формировании региональной долговой политики это нужно учитывать. Не существует абсолютно одинаковых рецептов для всех российских регионов.

В рекомендациях Министерства финансов по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики отмечается, что эффективное управление госдолгом основывается на установлении четких целей управления обязательствами, соотнесения рисков и стоимости государственных заимствований, мониторинге и управлении рисками, создании предпосылок для обеспечения постоянного доступа субъекта к рынку заемного капитала.

Управление госдолгом должно ориентироваться на обеспечение способности региона исполнять свои долговые обязательства в условиях любой, в том числе самой неблагоприятной, макроэкономической и бюджетной ситуации, резкого ухудшения конъюнктуры на финансовом рынке[1].

Таким образом, в данных рекомендациях даются достаточно четкие принципы и ориентиры формирования долговой политики региона: взвешенность, осмотрительность, учет рисков и долго- и среднесрочного потенциала региона.

Рассматривая современную долговую политику Алтайского края, необходимо подчеркнуть главную цель экономической политики любого региона – это обеспечение устойчивого развития, предполагающее основную ориентацию на долгосрочные эффекты, а не на решение текущих проблем.

Объем государственного долга бюджета Алтайского края на 1 января 2017 года составил 2,2 млрд. рублей, или 5% от собственных доходов краевого бюджета, это наименьший показатель по Сибири и шестой по России. Для сравнения объем государственного долга Республики Алтай составляет 1,6 млрд. рублей (51,5% от собственных доходов), Новосибирской области – 47,9 млрд. рублей (48% от собственных доходов); Кемеровской области – 62,9 млрд. рублей (76% от собственных доходов).

Абсолютно однозначной оценки того, какое должно быть соотношение государственного долга и собственных доходов региона на сегодня быть не может. Имеются рекомендации Минфина России по предельному значению этого показателя (не более 50%). Что же касается оптимальных или нижних пределов этого показателя, то это зависит от многих факторов (структуры региональной экономики, прогнозов социально-экономического развития региона, структуры собственных доходов региона и т.д.). В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться принципами осторожности и взвешенности. И, конечно, основная рекомендация – это проведение основного объема заимствований для повышения экономического потенциала, что обеспечивает долгосрочную финансовую устойчивость региона и возможность исполнения обязательств по заимствованиям.

Одним из показателей оценки региональной долговой политики является долговая нагрузка в расчете на одного жителя региона. Данный показатель в Алтайском крае также является одним из самых низких: 1 место в СФО и 3 среди субъектов Российской Федерации (0,9 тыс. рублей). Для сравнения в Республике Алтай этот показатель составляет  – 7,4 тыс. рублей, Новосибирской области – 14,5 тыс. рублей; Кемеровской области – 22, 9 тыс. рублей[2].

Еще одним важным показателем оценки качества долговой политики региона является доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходов бюджета. Рекомендуемое Минфином значение доли расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, должно составлять не более 10%. В Алтайском крае по данным Минфина России на 1 января 2017 года общая сумма расходов составила 7,8 млн. рублей, в Республике Алтай этот показатель составляет  – 8,2 млн. рублей, в Новосибирской области – 2403,3 млн. рублей; в Кемеровской области – 2778,2 млн. рублей. При этом нужно понимать, что любые заимствования увеличивают расходы регионального бюджета. Они должны быть подкреплены соответствующими источниками финансирования на долгосрочную перспективу.

Возможно, кто-то оценит долговую политику Алтайского края как слишком осторожную и консервативную. По мнению автора, ее можно оценить как взвешенную с учетом существующих рисков. Обоснованность такого подхода подтверждают факты. По отношению к собственным доходам краевого бюджета  государственный внутренний долг Алтайского края сократился более чем в 10 раз: с 57% по состоянию на 01.01.2005 года до 5% на 01.01.2017 года. Во многих регионах России долг продолжает расти. По данным Минфина России, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5%, в 54 регионах РФ государственный долг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов.

Это, конечно, неполный анализ региональной долговой политики, а лишь краткий обзор, не раскрывающий всех особенностей и не претендующий на полноту оценки. Но основные факты и показатели оценки качества долговой политики показывают положительные тенденции.

Одобренная на заседании Правительства Алтайского края долговая политика региона до 2028 года направлена на своевременное исполнение обязательств, равномерное распределение долговой нагрузки и недопущение принятия новых расходных обязательств, не подкрепленных стабильными источниками доходов с целью обеспечения устойчивого развития региона.


[1] Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики (офиц. сайт Министерства финансов Российской Федерации. )

[2] по данным Минфина России на 1 декабря 2016 года