18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В интервью главному редактору информационно-аналитического портала Doc22 Артему Кудинову предварительные итоги работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю подводит его начальник Степан Поспелов.          

Надо особо отметить, что г-н Поспелов является единственным руководителем территориального органа федерального ведомства в Алтайском крае, который возглавляет его аж с конца прошлого тысячелетия (!). Достаточно сказать, что 20 января 2012 года исполнилось ровно двадцать (!) лет, как Степан Степанович бессменно руководит столь важным ведомством в регионе. Хотя бы этот заслуживающий внимания и уважения факт должен был бы привлекать внимания масс-медиа. Однако трудно назвать главного антимонопольщика Алтайского края избалованным публичным вниманием. Разве что осенью приснопамятного 2010 года, в разгар продовольственного кризиса, вызванного неурожаем в Европейской части России, г-н Поспелов, что называется, «засветился». На одном из заседаний чрезвычайно комиссии «по борьбе с ценами» пригрозил нарушителям антимонопольного законодательства решительными мерами. Мол, «бить буду аккуратно, но сильно». Сегодня снова сложная ситуация на продовольственном рынке, мобилизующая ФАС на защиту интересов общества и государства. Наверное, поэтому любое выступление авторитетного среди федерального чиновничьего сообщества «аксакала» в Алтайском крае нынче вызывает особый интерес.

Doc22.ru Руководитель УФАС по Алтайскому краю Степан Степанович Поспелов.

Руководитель УФАС по Алтайскому краю Степан Степанович Поспелов.

- Степан Степанович, как вы оцениваете итоги работы УФАС по Алтайскому краю в 2012 году. С какими проблемами сталкивались, как их решали?

- Работа управления строится в соответствии с основными направлениями работы ФАС России. Основная наша задача - обеспечивать конкурентную среду на различных товарных рынках. Вся правоприменительная деятельность краевой антимонопольной службы  направлена на достижение этой цели.

Защита интересов хозсубъектов и граждан – это работа, которой постоянно  наполнены трудовые будни специалистов управления. Могу отметить, что  текущий год  - это год в котором вступил в действие «третий антимонопольный пакет», идет наработка практики применения его положений. В ежедневном режиме мы  рассматриваем жалобы, обращения на действия компаний монополистов и пресекаем злоупотребления ими на рынках передачи электрической энергии, на оптовом рынке нефтепродуктов. Одними из основных направлений работы также остается пресечение действий хозяйствующих субъектов, направленных на недобросовестную конкуренцию; контроль исполнения рекламного законодательства, законодательства о размещении заказов. Иными словами, управление работает на территории края для обеспечения соблюдения «правил игры» на рынках компаниями, органами власти.

Что касается конкретных результатов работы управления в 2012 году, подводить итоги  преждевременно. Оценку деятельности каждого территориального управления дает ФАС России (прим. в рамках Рейтинга результативности деятельности территориальных органов ФАС России), и те предприниматели и граждане, которые обращаются в нашу службу за защитой  своих интересов от монополистов.

Работа нашего управления признана одной из эффективных на уровне Сибирского Федерального округа, - такую высокую оценку деятельности Алтайского краевого УФАС этой осенью дал Глава антимонопольной службы России Игорь Юрьевич Артемьев в интервью одному из ведущих информационно-аналитических изданий Сибири. 

Ежедневно, выполняя свои профессиональные обязанности, мы прилагаем усилия, чтобы не снизить планку: важно не просто сохранить стабильные результаты деятельности. Каждая решенная в пользу предпринимателей и граждан проблема являются вознаграждением за труд.

- Какой, с Вашей точки зрения, спецификой отличается Алтайский край в смысле исполнения антимонопольного законодательства?

- В структуре экономики Алтайского края присутствуют те же важные товарные рынки, что и в большинстве других регионов России. Это рынки электрической энергии, нефтепродуктов, социально-значимые рынки: хлеб, молоко, жилищно-коммунальные услуги и т.д. На мой взгляд, какой-то спецификой исполнения антимонопольного законодательства, в том числе предписаний, выданных управлением, наш край от других регионов не отличается. Порядка 80%  вынесенных УФАС решений и предписаний компаниям – нарушителям обжалуется ими в арбитражных судах различных инстанций. У наших коллег из других регионов такая же ситуация.

- Насколько эффективно, с Вашей точки зрения, работает УФАС в период возникновения кризисных, нештатных ситуаций в тех или иных субъектах рынка (топливный кризис,  неурожай этого и 2010 года, разного рода дефициты и т.д.)?

- В любой кризисной ситуации важно, что называется, «держать руку на пульсе» и вовремя реагировать. В целях своевременного принятия мер по недопущению ограничения конкуренции и ущемления интересов потребителей края Алтайское краевое УФАС в ежедневном, еженедельном  режимах проводит несколько видов мониторинга  цен на различных рынках регионального уровня, внимательно следит за ситуацией и готово немедленно реагировать. В случае появления признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны кого-либо из участников рынка мы проводим расследование, возбуждаем антимонопольные дела в отношении нарушителей и выносим предписания, которые предписывают устранить выявленные нарушения,  и обязательны для исполнения.

Регламентированная схема работает эффективно. В частности это подтверждено примерами работы в нештатных ситуациях 2010 года, когда переработчики подняли цены на зерно гречихи, или когда операторы рынка ГСМ чинили препятствия потребителям по поставке горючего

- Как, по вашим оценкам, складываются отношения регионального Управления ФАС с бизнес-сообществом региона, общественными организациями?

- С 2008 года при УФАС по Алтайскому краю действует Общественно-консультативный Совет (ОКС), в состав которого вошли предприниматели и представители общественных организаций в том числе. Не менее чем четыре раза в год на заседаниях ОКСа рассматриваются вопросы, которые интересны для этих структур: это и энергетика, нефтепродукты взаимоотношения торговых сетей и поставщиков. Как показывает практика, ОКС сегодня выполняет функции  дискуссионной площадки, посредством которой в процессе обмена информацией осуществляется одна из функций антимонопольной службы – адвокатирование конкуренции, выражающейся в возможности донести до заинтересованных сторон и всего общества требования законодательства, обязательные для исполнения. Также в рамках заседаний Совета формируются предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства.

Приведу конкретный пример. В октябре в ходе заседания ОКСа в одном из тематических блоков были рассмотрены вопросы, возникающие при заключении договоров энергоснабжения и техприсоединения. Наибольший интерес участников обсуждения вызвала новая норма законодательства, регламентированная Постановлением Правительства РФ № 442, обязывающая гарантирующего поставщика  разработать и опубликовать в сети Интернет до июня 2013 года типовые договоры на электроснабжение. В рамках обсуждения данного вопроса, особое внимание обращено на то, что антимонопольная служба может вмешаться в спорные отношения между  потребителями услуг и гарантирующим поставщиком именно  на стадии заключения договоров. Во время работы  Совета  речь шла также  о злоупотреблении доминирующим положением; о санкциях, предусмотренных за нарушение антимонопольного законодательства в данном вопросе.

Члены ОКС при УФАС по Алтайскому краю отметили актуальность поднимаемых проблем на рынке электроэнергетики региона, и  предложили активно распространять  информацию об особенностях применения антимонопольного законодательства в предпринимательской среде, используя полномочия своих общественных объединений. Есть основания полагать, что такая форма диалога в очередной раз оправдает себя.

- ФАС России разработан, принят и действует «третий антимонопольный пакет», предусматривающий в числе прочего приоритеты профилактики, предупредительной и разъяснительной работы. Каковы результаты этой деятельности?

- Несмотря на растущий уровень грамотности населения, количество нарушений антимонопольного законодательства на протяжении ряда лет остается высоким. Поэтому профилактическая просветительская работа, такая, как консультирование потребителей и предпринимателей на семинарах, по телефону и на личном приеме, через СМИ у нас уже была выведена на системную основу.

После вступления в силу так называемого «третьего антимонопольного пакета» УФАС по Алтайскому краю начало еще активнее развивать практику разъяснения, ввела и стала активно использовать в работе механизм предупреждения и предостережения, тем самым, подчеркну, усиливая разъяснительную работу.

В 2012 году в соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «О защите конкуренции» Алтайским управлением ФАС было выдано 11 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Как правило, признаки нарушения выражались в отказе от заключения договора электроснабжения, договора технологического присоединения или навязывании невыгодных условий договора энергоснабжения.

Целью выдачи таких предупреждений является добровольное устранение нарушений антимонопольного законодательства. И при условии выполнения такого предупреждения хозяйствующий субъект не подлежит привлечению к административной ответственности.

На сегодняшний день в крае 73% из выданных предупреждений исполняются в срок, без возбуждения антимонопольного расследования. Думаю это, безусловно, результат законодательного реформирования.

Беседовал Артем Кудинов