18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

На  Совете администрации края были представлены стратегические планы региональной власти по социально-экономическому развитию до 2025 года.

Малый зал краевой администрации давно не видел такого наплыва участников, приглашенных и гостей. Клеркам приходилось даже вносить в зал заседаний дополнительные стулья, а пресса вынуждена была потесниться, пустив в свои разношерстные ряды одетых по дресс-коду чиновников. Впрочем, и масс-медиа было непривычно много. Пришли даже журналисты, раньше отродясь такие мероприятия не посещавшие и предпочитавшие доселе, видимо, другие, менее скучные, нежели совещания и заседания, источники информации.  

Между тем аншлаг был вполне объясним. Обсуждались два ключевых для региона документа - проект Программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года и актуализированная Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года.

Открыл заседание Совета губернатор Карлин, сообщивший, что в 2007 году в Алтайском крае была впервые разработана и принята Стратегия социально-экономического развития на период до 2025 года. На базе ее разрабатывались другие региональные программы развития, в т.ч. и в территориях края, отраслевые стратегии и ведомственные целевые программы.  «Четко выстроенное стратегическое планирование позволяет нам получать значительную федеральную поддержку, это инструмент эффективного взаимодействия с федеральным центром», - пояснил губернатор значение внесенных в повестку дня документов и добавил, что краевые власти всегда стараются максимально сопрягать планы регионального развития с федеральной стратегией. К примеру, с пакетом указов Президента РФ Владимира Путина от 7 мая.

Doc22.ru Губернатор Карлин: «Не надо заниматься самобичеванием. Это не только не красиво, но и, говорят,  больно…».

Губернатор Карлин: «Не надо заниматься самобичеванием. Это не только не красиво, но и, говорят,  больно…».

-Хотел бы особо подчеркнуть, что указы Президента – документы  не только политические, общего характера, они подлежит безусловному исполнению. И Программа, и Стратегия должны этим указам полностью соответствовать, корреспондироваться с ними, - категорически заявил Александр Карлин,  предложив также  связать работу над этими стратегическими для Алтайского края документами с принятием краевого бюджета, который внесен две недели назад и полным ходом обсуждается в краевом Заксобрании.

А замначальника Главного управления экономики и инвестиций Вера Ельникова (заявленный основным спикером вице-губернатор Михаил Щетинин, говорят, находится с важным визитом в Москве) объяснила причины корректировки стратегических планов краевой власти. По ее словам, за почти пятилетний период реализации Стратегии  произошли существенные изменения в экономическом развитии региона и страны в целом. Кроме того, значительные  коррективы в развитие внес финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.

В настоящее время стратегия развития Алтайского края актуализирована с учетом обновленных приоритетов государственной политики, а также целевых установок, данных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в указах от 7 мая текущего года.

«Актуализированная Стратегия призвана задействовать те факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде», - сообщила Ельникова.  

Спустя пять лет обозначенные в первоначальной редакции Стратегии развития Алтайского края три приоритетных направления остаются исключительно актуальными и в прогнозный период. Это:

- создание туристско-рекреационного комплекса международного значения;

- обеспечение динамичного роста и  качественно нового уровня конкурентоспособности аграрного и промышленного комплексов;

- повышение уровня инновационности экономики края на основе формирования региональных центров инновационного развития и территориальных кластеров.

Четвертое стратегическое направление - «Алтай трансграничный»  - в связи с созданием Таможенного союза и  вступлением России в ВТО утратило свою актуальность в том виде, в котором оно обозначалось в Стратегии.

В то же время в настоящее время на первый план выступают вопросы, связанные с развитием инфраструктуры. Именно она является основным элементом обеспечения конкурентоспособности экономики региона и важнейшей составляющей в создании благоприятных условий для жизни населения. Значение инфраструктурного обустройства Алтайского края настолько велико, что ему отведено особое место в краевой Стратегии в качестве нового приоритетного направления.

Выступившие затем руководители ведущих краевых ведомств обозначили цели и проблемы развития своих отраслей. Вот как они выглядят тезисно.

Вице-губернатор, начальник Главного управления по образованию и молодежной политике Юрий Денисов:

- Проблема – дефицит высококвалифицированных кадров. В системе образования края в последние годы проведена комплексная модернизация всех механизмов, совершенствуется образовательная сеть края и т.д. По многим направлениям модернизации Алтайский край является лидером в России. 

Вице-губернатор Александр Лукьянов:

- Сегодня АПК края находится на стадии, когда количественные изменения должны перейти в качественные. Период адаптации сельского хозяйства после вхождения в ВТО потребует серьезной финансовой поддержки. В октябре утверждены долгосрочная целевая программа развития АПК края на период до 2020 года, отраслевые перспективные программы.  В качестве мер господдержке предполагается введение погектарных субсидий и субсидий на литр молока, расширена поддержка племенного животноводства и т.д. Планируется, что к 2017 году в равнении с 2011 годом индекс сельхозпроизводства составит 116 процентов. Объем производства продукции животноводства возрастет на 13,5 процентов, растениеводства – на 18 процентов. Валовой сбор зерна повысится к 2017 году до 4,8 млн. тонн против 4,3 млн. тонн в среднем за 2006-2011 гг. (на 11,5 процентов). Сахарная свекла – до 760 тыс. тонн, подсолнечника – до 340 тыс. тонн. Производство мяса скота и птицы к 2017 году возрастет до 373 тыс. тонн (на 19 процентов). Молока – до 1598 тыс. тонн (10 процентов). Надой составит на одну корову  более 4200 кг. Среднемесячная зарплата вырастет до 17 тыс. рублей.  Обеспечит достижение этих целей ежегодный прирост инвестиций в отрасль не менее 3 процентов, а рентабельность – не менее 12-15 процентов

Начальник Управления по промышленности и энергетике  Виктор Мещеряков:

- Предлагается сконцентрироваться на развитии стратегических для региона отраслей – перерабатывающей промышленности, машиностроении, фармацевтике, деревообработке, индустрии строительных материалов, добыче полезных ископаемых. Проект программы содержит и перечень конкретных инвестиционных проектов. Крупнейшим из них является проект ОАО «Сибирь-Полиметаллы» - строительство рудника и обогатительной фабрики на Корбалихинской месторождении полиметталических руд (около 10 млрд. руб., 8 из которых планируется освоить с 2013 по 2017 годы).  ОАО «Алтайвагон» продолжит создание высокоэффективного вагоносборочного производства (более 3 млрд. рублей). Алтайский шинный комбинат предполагает вложить  в производство крупногабаритных шин около 900 млн. рублей. Главным инфраструктурным проектом по решению проблемы снижения энергозависимости является строительство является проект строительства Алтайской КЭС, работающей на углях Мунайского месторождения в Солтонском районе. Проект масштабный, найти инвесторов под него сложно, но переговоры идут. Планируется и строительство объектов малой энергетики в территориях края мощностью до 30 мВт. Первую МГЭС планируется начать строить в Солонешенском районе в 2013 году. В результате с 2013 по 2017 годы масштабы промышленного производства должны вырасти в 1,3 раза.

Начальник Управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности Ирина Долгова:

- Будет продолжена работа над повышением эффективности структуры  здравоохранения в крае. Приоритетами станут профилактика и диспансеризация. Это позволит раньше выявлять заболевания и снизить нагрузку на стационары. К 2017 году мы планируем на 69 процентов увеличить долю специализированных учреждений, а оказывающих общую медицинскую помощь сократится на 20 процентов. Будут развиваться реабилитация и паллиативная помощь. Разработан план по улучшению основных демографических показателей. К 2017 году рождаемость должна стабилизироваться на уровне не менее 12,9 промилле, а суммарно коэффициент должен достигнуть того показателя, который утвержден в указе президента – 1, 753. Младенческая смертность снизится к 2017 году до 7,5 на 1000 рожденных.  Снизится смертность от других заболеваний.

Между тем предложение губернатора включиться в обсуждение особого энтузиазма, кроме депутата АКЗС врача-онколога Александра Лазарева, у присутствующих не вызвала. Карлин разочарованно  заметил:

- Что-то, видно, не все внимательно ознакомились с документами. А ведь здесь ответы на многие вопросы, есть различные сюжеты…

А затем взял инициативу на себя, сделав ряд критических замечаний в адрес разработчиков. Он, в частности, заметил:

- Считаю, что и в самооценках мы должны подниматься. Не надо заниматься излишним и неуместным самобичеванием. К примеру, не могу согласиться с тезисом о низкой доступности в крае дошкольного образования. Этот показатель у нас в Сибири самый высокий, но, разумеется,  недостаточный. Есть полуправда и в оценке доли интеллектуального продукта в ВРП. С одной  стороны, надо смотреть, как учитывается этот интеллектуальный продукт. С другой, необходимо объективно оценивать региональную специфику, исторический контекст.  Ведь в Сибирского научного центра в Новосибирске в свое время были вложены громадные средства, потому сегодня в Новосибирской области и доля интеллектуального продукта в структуре ВРП выше, чем, к примеру, в Алтайском крае.

Высказал губернатор и весьма жесткие претензии в адрес отсутствовавшего по неуважительным, с точки зрения Карлина, причинам Игоря Бушмина, начальника Управления по труду и занятости. Весьма своеобразно поддержал губернатора в его оценках проблем рынка труда, за который отвечает проштрафившийся Бушмин,   президент АлтГТУ  (экс-губернатор края )  Лев Коршунов: «Я разве сумасшедший, чтобы с вами не соглашаться…». И, видимо, в доказательство своего утверждения  рассказал присутствующим  (правда, весьма туманно) об исследованиях ученых-системщиков  из «политеха».

- При подготовке документа проведена серьезная предварительная работа. Мы должны опубликовать наглядные материалы, создав условия для свободного обсуждения этих документов, учесть дельные замечания и предложения  (кстати, планируется в ближайшее время провести ряд круглых столов по отдельным проблемам Стратегии и Программы – А.К.). Пригласить ученых для доработки Стратегии. Возникает подозрение, что многие положения старой  Стратегии, разработанной еще в 2007 году,  благополучно перекочевали в новую. А ведь мы изменились. Может, правда, не так быстро, как хотелось бы... По Программе теснее поработать с ведомствами, чтобы они более конкретно и детально проработали свои темы. Эти документы можно доработать в течение ближайших двух недель и внести на рассмотрение Законодательного собрания, - подытожил губернатор Карлин.

Артем Кудинов