18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Участники обсуждения считают, что ее основные положения вполне реалистичны и отражают актуальные задачи, стоящие перед важнейшей отраслью экономики Алтайского края, занимающей ведущие позиции в АПК России.

Проект Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2025 года был высоко оценен экспертами во время презентации документа на состоявшемся в конце прошлой недели заседании Совета администрации. В то же время поступило немало предложений от непосредственных участников рынка, переработчиков.

Управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности стало первым региональным ведомством, разработавшим отраслевую стратегию развития на долгосрочную перспективу. Видимо, предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности это больше нужно, нежели другим промышленным отраслям. На протяжении ряда лет сельхозпереработчики являются лидерами в сфере обрабатывающих производств края. За прошедшую пятилетку отрасль достигла впечатляющих результатов, но и раньше других уперлась в стену. Потенциал есть, а развиваться дальше сложно. Тем же мукомолам, которые и рады бы нарастить объемы производства, да реализовать «излишки» можно только на внешних рынках. До которых трудно добраться без финансовой и лоббистской поддержки государства. А раз не идут эшелоны муки за границу, нет резона и крестьянам увеличивать посевы, внедрять  передовые, но затратные технологии возделывания.

Переработка зерна – это лишь одна подотрасль АПК Алтайского края.  Всего их 22. И каждая имеет хороший потенциал для развития, для решения сверхзадачи – перехода на глубокую переработку сельхозпродукции на территории края.   

Татьяна Зеленина: "Мы сами можем обеспечить свою переработку всем необходимым сырьем"

Сегодня пищевая и перерабатывающая промышленность Алтайского края включает  производит практически все основные продукты питания, необходимые для населения, включая специальные продукты для детей.Алтайский край занимает второе место по объемам производства продуктов питания после Новосибирской области. Доля края в производстве продуктов питания регионами СФО выросла с 16,2 % в 2005-м до 20,3 % в 2010 году.

«При этом, - как пояснила в ходе презентации проекта Стратегии начальник отраслевого управления Татьяна Зеленина, - необходимо учитывать, что в Алтайском крае основная часть выпускаемого продовольствия приходится, в отличие от других регионов,   именно на продукты переработки местного сельскохозяйственного сырья. В других  регионах - крупных производителях пищевых продуктов  - значительную долю занимает продукция, не связанная с переработкой сельхозпродукции». В качестве примера Татьяна Алексеевна привела Новосибирскую и Омскую области, где размещены заводы по производству пива, безалкогольных напитков и минеральных вод крупных федеральных и мировых производителей. Дескать, таким образом нетрудно в лидеры выбиться. Это не то что пшеницу выращивать, а затем пробиваться на мировые рынки с мукой, пусть и на сто раз качественной.

Достижения АПК Алтайского края последних лет широко известны. Они станут той базой, от которой сельхозпроизводители и переработчики сельскохозяйственного сырья, взявшись за руки, будут плясать от 4 к 7 млн. тонн зерна, от 2-х к 3,5 млн. тонн молока и т.д., запланированным в представленном проекте Стратегии развития отрасли. Сегодня  алтайские предприятия (та самая база, площадка) занимают 1 место в стране по производству муки и жирных сыров, по производству крупы – 2 место (в том числе 1 место по выработке гречневой крупы), макаронных изделий – 3 место, животного масла – 4 место, мяса, включая субпродукты I категории – 13 место, растительного масла – 14, хлеба и хлебобулочных изделий – 19 место, цельномолочной продукции – 24. Алтайский край является единственным регионом Сибири и Дальнего Востока,  вырабатывающим свекловичный сахар-песок.

Как подчеркивают в региональном управлении  пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, с  2005 года в отрасли отмечаются только положительные темпы производства, а в целом за период с 2006 по 2010 год выпуск продукции вырос более чем в 1,4 раза. «Это наиболее высокие темпы производства в сравнении с другими крупными производителями продовольствия Сибирского федерального округа», - заметила Татьяна Зеленина.

Существенно вырос и объем инвестиций в основной капитал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности - в 2010 году он в 2,9 раза превысил уровень 2005 года.

Достигнуть поставленных задач, вполне впечатляющих, можно устранив проблемы, мешающие развитию отрасли. Они определены и указаны в проекте Стратегии. Если коротко, развитию агропромышленного потенциала края препятствуют:

 

  • низкая емкость местного рынка продуктов питания;
  • необеспеченность отрасли сельскохозяйственным сырьем необходимого качества;
  • изношенность основных производственных фондов, особенно в мясной, овощеконсервной, хлебопекарной, дрожжевой и ряде предприятий других подотраслей;
  • неэффективное использование имеющихся производственных мощностей;
  • низкий уровень диверсификации и инновационной активности предприятий, внедрения наукоемких технологий и продукции;
  • низкая производительность труда, высокие издержки на производство продукции;
  • отсутствие стабильного качества продуктов питания, низкий удельный вес предприятий, внедривших системы управления качеством ХАССП и ИСО;
  • высокая зависимость промышленности от конъюнктуры рынка, значительные издержки предприятий на логистику в связи с географической удаленностью Алтайского края от основных потребителей;
  • низкий уровень «брендирования» продукции, регистрации интеллектуальной собственности на товарные знаки и места происхождения товара;
  • недостаточная работа с медийной сферой по формированию имиджа и популяризации алтайского продовольствия, как экологически чистого и натурального.

 

А также недостаток собственных финансовых средств для развития, сопровождающийся проблемами в получении банковских кредитов: высокими  процентными  ставками, отсутствием  залогового имущества у предприятий под кредитные ресурсы; нехваткой  инвестиционного ресурса для запуска стратегически важных проектов; ограниченными  бюджетными возможностями, не позволяющими  финансировать, то есть стимулировать, в необходимых объемах инвестиционную деятельность в отрасли.

Чтобы добиться желаемого, предстоит решить четыре задачи, которые внесены в проект Стратегии.  В порядке перечисления:

 

  1. Создание новых и модернизация действующих производственных мощностей для комплексной глубокой переработки всего сельскохозяйственного сырья и производства нового ассортимента конкурентоспособных видов продуктов питания в соответствии с наилучшими  существующими технологиями.
  2. Расширение рынков сбыта продукции.
  3. Формирование благоприятных институциональных условий развития отрасли.
  4. Научное и кадровое обеспечение отрасли.

 

Чего АПК Алтайского края  достигнет  в оптимальном варианте к 2025 году? В проекте Стратегии читаем: «В результате реализации инновационного сценария Стратегии в 2025 году производство пищевых продуктов увеличится в 1,8 раза в сравнении с 2010 годом, среднегодовой темп прироста составит 5,3%. Стоимость отгруженной продукции увеличится в 2,5 раза и превысит 160 млрд. рублей в 2025 году. Физический объем инвестиций в основной капитал отрасли вырастет в сравнении с 2010 годом в 1,6 раза, а их общая сумма за период 2012-2025 годы составит более 60 млрд. рублей. Производительность труда в отрасли возрастет в 2,6 раза».

Выступавшие на Совете администрации в целом высоко оценили представленный управлением проект  Стратегии развития отрасли. Но и предложений «внести и дополнить» было немало.

Владимир Казанин: "Добавленная стоимость должна распределяться справедливо".

Проведя экспертизу проекта, Главное управление сельского хозяйства края вынесло заключение, в котором, в частности, говорится: «Предусмотренные мероприятия по обеспечению динамичного роста производства пищевых продуктов усилят конкуренцию на агропродовольственном рынке и будут способствовать поддержанию стабильного спроса и цен на продукцию сельского хозяйства».

По мнению заместителя начальника ГУСХ Владимира Казанина, «формирование четкой, прозрачной политики в отношении закупа сельскохозяйственной продукции на длительный период, несомненно, улучшит взаимоотношения между участниками единой технологической цепи и обеспечит более справедливое распределение добавленной стоимости внутри продуктовых подкомплексов».

В ГУСХ считают, что Стратегия развития перерабатывающей промышленности в крае должна быть тесно увязана с перспективными направлениями развития сельского хозяйства.

- От того, насколько учтено данное положение, по сути, зависит эффективность ее дальнейшей реализации, - подчеркнул В. Казанин.

Он озвучил предложения крайсельхозуправления: «Считаем необходимым дополнить Стратегию прогнозом потребности  перерабатывающих предприятий края в сельскохозяйственной продукции определенного качества с учетом расширения их мощности в разрезе территорий края. Важно, - подчеркнул Казанин, -  четко определить сырьевые зоны перерабатывающих предприятий и увязать ввод новых мощностей по переработке с учетом размещения зон сельскохозяйственной специализации края. Это создаст необходимые ориентиры для планирования производства сельскохозяйственной продукции и обеспечит сбалансированное развитие сфер агропромышленного комплекса края».

Особо в ГУСХ подчеркнули важность темы сбыта готовой продукции. В крайсельхозуправлении полагают, что самое пристальное внимание должно быть уделено развитию межрегиональной и международной торговли.

ГУСХ высказалась и на тот счет, что разработчиками проекта Стратегии недостаточно четко проработана концепция продвижения алтайской продукции на инорегиональные рынки, не определены возможные рынки и объемы сбыта по видам  выпускаемой продукции.

О важности отработки процессов интеграции переработчиков с производителями говорил президент Союза зернопереработчиков Виктор Фоминых. В частности, в вопросах развития системы долгосрочных контрактов на закупку зерна.  

Виктор Фоминых: "Разумный государственный протекционизм позволит алтайским зернопереработчкам улучшить свои позиции".

Также, по мнению Фоминых, требует внимательного изучения и внедрения тема создания зерновых кластеров - возможно, на базе одного из зерноперерабатывающих  предприятий края.

Виктор Фоминых назвал факторы, способствующие, по его мнению,  развитию отрасли. В их числе - работа с федеральными структурами по оптимизации тарифов и субсидировании экспорта. «Здоровый государственный протекционизм позволит алтайским зернопереработчикам укрепить и расширить свои позиции на растущих рынках Средней Азии, Азиатско-тихоокеанского региона», - заметил президент Союза зернопереработчиков.

Сегодня, отметил Фоминых, зерноперерабатывающая отрасль края является лидирующей в России по  техническому и технологическому оснащению производства. В последнее десятилетие предприятия края смогли создать мощности, способные переработать более 4 млн. тонн зерна в муку, крупы, комбикорма. Ежегодно зернопереработчики  используют в производстве почти 2,8 млн. тонн товарного зерна, произведенного в крае.

Виктор Фоминых одобрил выбор разработчиками генеральной цели Стратегии  – полной  глубокой  переработки  всего сельскохозяйственного сырья и обеспечения  рынков сбыта высокотехнологичных продуктов питания на базе конкурентоспособной пищевой и перерабатывающей промышленности. Но для этого, равно как и для достижения заявленной планки по валовому сбору зерна в объеме 7 млн. тонн, нужно решить вопросы с  расширением рынка сбыта, в том числе выходом на экспорт.

Исполнительный  директор  НП «Алтайский биофармацевтический кластер»  Дмитрий Белоусов в своем выступлении отметил как положительный момент курс на инновационную составляющую:

- В Стратегии отражен механизм перевода отраслей на инновационный путь развития, а также приведены конкретные мероприятия по улучшению конкурентоспособности предприятий отрасли, как на российском, так и на международном рынках. В частности, значимым мероприятием является внедрение предприятиями стандартов серии ИСО 9000 и ХАССП.

Представитель Союз сыроделов Алтайского края, исполнительный директор ГК «Киприно» Юрий Першаков в своем выступлении сосредоточился на ключевом, на его взгляд, моменте – модернизации, которая должна не просто проводиться, но проводиться опережающими темпами. Он отметил, что Алтайский край -  третий в стране регион по производству сырого молока, у нас действует  600 предприятий общей мощностью переработки около 2 млн. тонн молока (к 2025 году запланирован выход на  3,5 млн. тонн). Более 70 % молока идет на сыры, масло, сухие молочные продукты. Однако… «Несмотря на значительные инвестиции в молочную промышленность, большинство молокозаводов требуют скорейшей модернизации, - отметил Юрий Першаков. - Продукция краевых производителей не может быть конкурентной при существующей производительности труда, при высокой энерго- и материалоемкости». 

Помимо масштабной модернизации Союз сыроделов предложил серьезное внимание уделить укреплению позиций алтайских производителей на межрегиональных рынках, и сделать это  за счет снижения затрат на производство и логистики. Кроме того, нужны меры государственной поддержки, считают алтайские сыроделы. Да, говорят они, внутренние резервы есть, но помощь тоже нужна. Речь идет, сказал Першаков, о понижении уровня кредитной ставки, увеличении срока кредитования до 15 лет и других мерах стимулирования развития производства.

Совет  администрации Алтайского края рекомендовал разработчикам доработать проект Стратегии с учетом замечаний и предложений в течение двух недель. В частности, будет проработан территориальный аспект при решении вопросов размещения новых производств.