18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Проект Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2025 года был представлен на рассмотрение Совета администрации региона под председательством губернатора Александра Карлина. 

Разработчик проекта – Управление по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края. Презентацию провела начальник ведомства Татьяна Зеленина. Как подчеркнул Александр Карлин, в регионе это первая отраслевая Стратегия, на этот документ  будут ориентироваться все другие отрасли экономики региона. Представленный документ ставит задачу полностью раскрыть богатый потенциал пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края. Какие конкретно задачи поставлены? Каким, по расчетам разработчиков, будет этот сектор экономики к 2025 году? Это не так уж и далеко…  


 

 

Пищевая и перерабатывающая промышленность Алтайского края в связи историческими, природно-климатическими и социальными условиями на протяжении десятков лет играла в Алтайском крае значимую роль. Обеспечивая переработку сельскохозяйственного сырья, она выходила на рынки страны и мира с высококачественной натуральной пищевой продукцией, тем самым, способствуя прогрессу сельскохозяйственного производства региона. 

Учитывая аграрную специфику края, а также ожидаемую динамику производства основных видов сельскохозяйственной продукции, приоритетность развития пищевой и перерабатывающей промышленности, закрепленную основными стратегическими документами Администрации края, нашим управлением разработан проект Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2025 года. 

При разработке данного документа мы хотели на основе анализа достигнутого определить существующие возможности и пути дальнейшего развития пищевой отрасли края. 

Целью реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2025 года является:  обеспечение комплексной глубокой переработки всего товарного сельскохозяйственного сырья, производимого в Алтайском крае, и сбыта готовой продукции на основе развития конкурентоспособной  пищевой и перерабатывающей промышленности за счет внедрения современных инновационных процессов и технологий, для производства импортозамещающей отечественной продукции, включая специализированные продукты детского питания и функционального назначения, отвечающей современным требованиям к качеству и безопасности. 

Достижение обозначенной цели в первую очередь должно обеспечить постоянный внутрирегиональный спрос на производимую сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, создать возможности формирования продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, укрепить позиции пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края. 

На этапе стратегического анализа была проведена оценка конкурентоспособности промышленности по отношению к другим регионам России с точки зрения эффективности производства, уровня развития и доступности инфраструктуры,  также условий для ведения бизнеса. 

Анализ показал, что в последние годы пищевая и перерабатывающая промышленность сохраняет свои лидирующие позиции, как в промышленном производстве края, так и в сфере переработки сельскохозяйственного сырья Сибирского федерального округа. 

В 2010 году предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности края отгружено продукции собственного производства на сумму 63,2 млрд. рублей, в 2011году 66,7 млрд. рублей. Удельный вес продуктов питания в объеме отгруженной продукции собственного производства обрабатывающих отраслей края за последние 10 лет в среднем составил 32,7%. В кризисном для промышленности, 2009 году, этот показатель достигал 44,4%. 

В то время, как в структуре промышленного производства России, пищевая промышленность занимает долю в 11,5% и наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью, так же входит в число лидеров по выпуску промышленной продукции. По удельному весу продуктов питания в промышленном производстве Алтайский край лидирует и в сравнении с крупнейшими производителями Сибирского федерального округа. 

По объему производства продуктов питания Алтайский край стабильно входит в тройку ведущих производителей Сибирского федерального округа. За период после 2005 года алтайские производители продовольствия по этому показателю вышли на второе место после Новосибирской области, где объем отгруженной продукции собственного производства пищевой и перерабатывающей промышленности по итогам 2010 года составлял 78,4 млрд. рублей. 

Как уже было отмечено А.Б. Карлиным, по выпуску ряда продуктов Алтайский край занимает лидирующие позиции в стране. 

С 2005 года в пищевой и перерабатывающей промышленности края отмечаются только положительные темпы производства, а в целом за период с 2006 по 2010 год выпуск продукции в отрасли вырос более чем в 1,4 раза.  Это наиболее высокие темпы производства в сравнении с другими крупными производителями продовольствия Сибирского федерального округа (122,7). 

Объем инвестиций в основной капитал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в 2010 году в 2,9 раза превысил уровень 2005 года. В целом за указанный период физический объем инвестиций в основной капитал отрасли вырос в 1,9 раза. В общем объеме инвестиций в основной капитал пищевой и перерабатывающей промышленности Сибирского федерального округа за 2006-2010 годы, доля алтайских производителей составляет 14,3%, в т.ч. за 2010 год 21,5%. 

Значительная сумма средств направлена на капитализацию пищевой и перерабатывающей промышленности в прошедшем 2011 году, она составила 3,8 млрд. рублей или 47,7 % от  общих вложений в обрабатывающие производства края. 

Приведенные показатели свидетельствуют о значимости пищевой и перерабатывающей промышленности края для региона, СФО, России. 

В тоже время нельзя не видеть растущей на мировом и российском рынке продовольствия конкуренции, с которой краевым производителям приходится сталкиваться. Велика доля импортных продуктов питания в общем балансе России. С открытием единого таможенного пространства Россия-Беларусь-Казахстан, вступлением страны во всемирную торговую организацию у алтайских производителей появляются как новые возможности, связанные с расширением рынка, так и новые угрозы, основанные на низкой конкурентоспособности некоторых алтайских товаров продовольственной группы. 

При разработке проекта Стратегии была произведена оценка внутреннего и внешнего (внутригосударственного и международного) рынков,  использован балансовый метод расчета спроса и предложения на основные виды продуктов питания в крае. Проведенный анализ показал полную обеспеченность населения Алтайского края основными продуктовыми группами и выявил значительные экспортные  возможности  региона. 

Выводы, сделанные на основе анализа состояния пищевой и перерабатывающей промышленности, позволили определить потенциал, обеспечивающий ее долгосрочное развитие:  

  • наличие в крае сельскохозяйственного сырья для производства продуктов питания (молоко, зерно, скот и птица, масличные культуры, сахарная свекла); 
  • увеличение спроса на продовольствие в Азиатских странах в связи с ростом населения и недостатком посевных площадей для обеспечения его потребности (в Алтайском крае на человека приходится более 2 га пашни , в Афганистане, Таджикистане, Узбекистане в среднем около 0,2 га) 
  • наличие в крае созданных в 2008-2010 годах современных инновационных производств по переработке зерна, молока, масличного сырья, сахарной свеклы, скота и птицы; 
  • наличие эффективных компаний, владеющих известными на российском рынке брендами; 
  • сформированная система профессиональной подготовки кадров рабочих, специалистов среднего и высшего звена; 
  • наличие в крае НИИ и высших учебных заведений для обеспечения научного сопровождения пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие научной базы НП «АБФК» 
  • наличие многолетних традиций и преемственность поколений в производстве пищевой продукции, вызывающие доверие потребителей. 

 

В результате анализа конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности были выявлены наиболее значимые проблемы, общие для всех подотраслей, оказывающие существенное влияние на их дальнейшее развитие и реализацию имеющегося потенциала:  

  • низкая емкость местного рынка продуктов питания; 
  • высокая зависимость промышленности от конъюнктуры рынка, значительные издержки предприятий на логистику в связи с географической удаленностью Алтайского края от основных потребителей; 
  • необеспеченность отрасли сельскохозяйственным сырьем необходимого качества; 
  • изношенность основных производственных фондов, особенно в мясной, овощеконсервной, хлебопекарной, дрожжевой и ряде предприятий других подотраслей; 
  • неэффективное использование имеющихся производственных мощностей; 
  • низкий уровень диверсификации и инновационной активности предприятий, внедрения наукоемких технологий и продукции; 
  • низкая производительность труда, высокие издержки на производство продукции; 
  • отсутствие стабильного качества продуктов питания, низкий удельный вес предприятий, внедривших системы управления качеством ХАССП и ИСО; 
  • низкий уровень «брендирования» продукции, регистрации интеллектуальной собственности на товарные знаки и места происхождения товара;
  •  
  • недостаточная работа с медийной сферой по формированию имиджа и популяризации алтайского продовольствия, как экологически чистого и натурального;
  • недостаток собственных финансовых средств для развития, сопровождающийся проблемами в получении банковских кредитов: высокие процентные ставки, отсутствие залогового имущества у предприятий под кредитные ресурсы; 
  • нехватка инвестиционного ресурса для запуска стратегически важных проектов; 
  • ограниченные бюджетные возможности, не позволяющие стимулировать (финансировать) в необходимых объемах инвестиционную деятельность в отрасли. 

 

Для достижения цели предлагается решить ряд задач по устранению системных проблем, сдерживающих развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. В проекте Стратегии определены четыре задачи, для реализации которых  имеются все объективные предпосылки:

 

1. Обеспечение комплексной глубокой переработки всего товарного сельскохозяйственного сырья производимого в крае за счет: 

- углубления интеграции перерабатывающих предприятий и сельхозтоваропроизводителей, формирования современных долгосрочных форм их взаимоотношений;

- технического перевооружения существующих предприятий, строительство и запуск в эксплуатацию новых производств, обеспечивающего при этом решение экологических проблем;

- диверсификации производства и внедрение наукоемких технологий. 

2. Расширение рынков сбыта продукции. 

Считаем, что в этом направлении необходимо:

- развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка (сотрудничество с ОАО «РЖД», ФСТ России и т.д.);

- интеграция предприятий в систему межрегиональных и мировых рынков пищевых продуктов;

- формирование имиджа алтайского продовольствия как экологически чистых, натуральных и качественных продуктов питания;

- обеспечение конкурентоспособности алтайского продовольствия на качественно новом уровне, включающее снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента производимых продуктов питания (газификация).

3. Формирование благоприятных институциональных условий развития отрасли.

Решение задачи будет направлено на:

- снятие административных барьеров, препятствующих развитию отрасли;

- формирование условий развития деловой среды;

- создание новых и укрепление существующих отраслевых союзов.

4. Научное и кадровое обеспечение отрасли. 

Здесь предполагается:

- развитие отрасли на основе наукоемких подходов и инновационных решений;

- формирование квалифицированного промышленно-производствен-ного персонала;

- стимулирование промышленно-производственного персонала. 

Для реализации перечисленных задач предусмотрен план мероприятий, определены сроки и ответственные за их реализацию. Включенные в проект Стратегии мероприятия охватывают все направления социально-экономического развития отрасли и группируются в соответствии с основными задачами. 

Документ предусматривает комплексное развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на основе развития основных направлений сельскохозяйственного производства.  Общими приоритетами для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности являются: 

- сохранение существующих рынков сбыта и их расширение, в том числе используя экспортные возможности;

- модернизация и техническое перевооружение существующих предприятий;

- использование энергосберегающих технологий, обеспечивающих глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, повышающих выход готовой  продукции с единицы сырья;

- освоение производства новых видов продукции на основе глубокой переработки и расширение ассортимента нетрадиционных видов продукции;

- внедрение новейших технологий по переработке или утилизации отходов производства, вовлечение в оборот вторичных ресурсов и снижение экологической нагрузки на окружающую среду;

- регистрации интеллектуальной собственности производителей, в том числе, мест происхождения товара. 

Вместе с тем, учитывая специфику отдельных видов деятельности, определены приоритетные направления развития по каждому из них. Особое внимание уделено подотраслям, связанным с переработкой зерна, молока, мяса, масличных культур и сахарной свеклы, вырабатывающих социально значимые  продукты питания. 

В сфере переработки зерна особое внимание необходимо обратить на продвижение продукции за пределы региона, включая экспорт, а также организацию нетрадиционных производств по получению из зерна продуктов с высокой добавленной стоимостью. Расширение интенсивных технологий ведения животноводства будет увеличивать спрос на промышленные концентрированные корма.    Стратегия в этой отрасли рассчитана на достижение высших показателей за счет реализации таких амбициозных проектов, как строительство завода по производству глютена, мальтозных сиропов, масла зародышей пшеницы и других высокотехнологичных продуктов в с. Ребриха; завода по переработке зерна в биоэтанол в г. Славгород. 

Проблема недостатка сырья для молочной промышленности на протяжении последних лет ведет к постепенному укрупнению производства в отрасли. Считаем, что эти тенденции сохранятся в ближайшей перспективе, повышение эффективности производства связываем с повышением загрузки  производственных мощностей, концентрацией производства, в том числе за счет создания нескольких молокоперерабатывающих заводов мощностью по переработке молока не менее 400 - 500 тонн в сутки и на их базе молочных кластеров. 

Темпы развития мясоперерабатывающей промышленности мы связываем с созданием в крае крупных свиноводческих откормочных комплексов и на их базе современных перерабатывающих производств. Это заводы в Тальменском, Косихинском, Павловском, Ребрихинском районах. В Ключевском районе – предприятие по переработке крупного рогатого скота в ООО «Западное». Мясоперерабатывающая отрасль привлекательна для малого бизнеса с локальными рынками сбыта – это колбасные цеха, цеха мясных полуфабрикатов. Для отрасли сверхважным является решение проблемы утилизации биологических отходов. Строительство цеха по утилизации биологических отходов и выработке экструдированных кормов в ОАО «Промышленный» Бийского района позволит обеспечить сбор и переработку отходов от предприятий из прилегающих районов. 

В масложировой промышленности созданы достаточно современные и высокопроизводительные мощности, необходимо обеспечить их полную загрузку. Стратегической целью в данной отрасли является выстраивание долгосрочных договорных отношений между перерабатывающими предприятиями и сельхозтоваропроизводителями для эффективной загрузки мощностей. 

Мероприятия по реконструкции двух действующих сахарных заводов должны обеспечить рост их мощности до необходимых для переработки планируемых объемов производства сахарной свеклы в крае. 

Перспективным направлением остается промышленная переработка плодоовощной продукции, в  том числе с использованием современных технологий быстрой заморозки. Строительство завода по глубокой переработке возобновляемого растительного сырья в г. Новоалтайске с организацией центра разработки передовых пищевых технологий  - станет для края прорывом в области производства консервированной продукции, аналога в СФО нет! Организация глубокой переработки растительного сырья: жимолости, облепихи и черноплодной рябины в ЗАО «Агровитсад», Калманского района будет также способствовать укреплению консервной отрасли края. 

Производство детского питания из местных овощей на базе КХ «Флора» - это уже не амбиции, а реально выполнимая задача. Стратегическая значимость этого проекта заключается в возможности существенно диверсифицировать сельхозпроизводство – на выращивание овощей требуемого ассортимента и качества. 

Устойчивым трендом последнего десятилетия на мировом продовольственном рынке стала высокая динамика производства и потребления экологически чистой продукции. Алтайский край, обладает огромным потенциалом для производства биопродуктов, этот сектор промышленности будет активно развиваться. Будет расширяться ассортимент продукции функционального  и профилактического назначения, диетической и диабетической продукции и детского питания. Законодателем мод в этом направлении должно стать НП АБФК. 

В проекте Стратегии разработан план инвестиционных действий по каждому направлению, которые будут реализованы на  первом этапе ее реализации  с 2012 по 2016 годы. 

 

Конкретные инвестиционные мероприятия по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности на II и III этапы реализации Стратегии будут актуализироваться в предшествующий этапу временной период. 

При подготовке проекта Стратегии рассмотрены два альтернативных сценария  развития: инерционный и инновационный. 

В условиях инерционного варианта предусматривается сохранение сложившихся тенденций развития пищевой и перерабатывающей промышленности и использование имеющихся преимуществ (достаточно высокая обеспеченность местным сырьем, достигнутый технологический уровень, доступность локального рынка). Этот сценарий характеризуется пассивным развитием подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. 

Данный сценарий не позволит решить стратегические задачи в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности края, не создаст условия для глубокой переработки всего сельскохозяйственного сырья, производимого в крае. Ожидаемые результаты инерционного сценария развития для отрасли заключаются в получении незначительных темпов прироста промышленного производства, вплоть до отрицательных значений. Темп производства продукции в сравнении с 2010 годом при инерционном сценарии могут составить в 2016 году 110%, в 2020 году 110-115%%, в 2025 году 115-120%%.  

Негативный социальный эффект инерционного сценария заключается в сокращении налоговых поступлений в бюджет, опережающем росте потребительских цен, сокращении количества занятых и уровня оплаты труда в отрасли. Отрицательным результатом первого сценария является угроза  вытеснения алтайских предприятий с традиционных рынков сбыта за счет ввоза конкурентоспособных аналогов пищевых продуктов из других регионов и стран. 

Другой сценарий – инновационный, позволит создать мощности по выпуску совершенно новых (по потребительским свойствам) видов пищевых  продуктов и модернизацию существующих производств, обеспечивающих максимальный объем использования сельскохозяйственного сырья, производимого в крае,  полное удовлетворение внутреннего рынка  продукцией собственного производства и укрепления позиций на внешнем рынке. 

Исходя из анализа состояния отрасли и основных проблем ее развития, наиболее оптимальным считаем необходимым признать инновационный сценарий. Основными преимуществами данного сценария являются:

- ускорение темпов экономического роста на основе максимального использования имеющегося потенциала;

- создание конкурентоспособных предприятий и отраслей, способных занять новые ниши на мировом рынке пищевых продуктов;

-удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной пищевой продукции отечественного  производства;

- снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение);

- рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет края;

- обеспечение социального эффекта в виде сохранения количества занятых, создания новых рабочих мест и роста уровня оплаты труда в отрасли;

- обеспечение экологической безопасности пищевых производств.

В результате реализации инновационного сценария Стратегии в 2025 году производство пищевых продуктов увеличится в 1,8 раза в сравнении с 2010 годом, среднегодовой темп прироста составит 5,3%. Стоимость отгруженной продукции увеличится в 2,5 раза и превысит 160 млрд. рублей в 2025 году. Физический объем инвестиций в основной капитал отрасли вырастет в сравнении с 2010 годом в 1,6 раза, а их общая сумма за период 2012-2025 годы составит более 60 млрд. рублей. Производительность труда в отрасли возрастет в 2,6 раза. 

Для чего мы взялись за разработку Стратегии на долгосрочный период? Основные положения Стратегии будут служить базой для принятия  решений по разработке и реализации ведомственных целевых программ развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Это позволит придать реализации намечаемых мероприятий сбалансированный, целевой и адресный характер, подкрепляемый необходимыми ресурсами. 

Мониторинг и оценка хода реализации Стратегии будет производиться управлением пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на основании целевых индикаторов: 

Известный американский специалист в области прогнозирования Джордж Фридман относительно методологических подходов высказывается следующим образом «… когда мы хотим предсказать будущее, здравый смысл почти всегда нас обманывает». Конечно, доля истины в этом высказывании присутствует. Разрабатывая долгосрочную стратегию, ориентированную на рынок, мы старались выстроить максимально реалистичный прогноз при этом ориентиры для достижения генеральной цели брали достаточно амбициозные. 

 Допускаем вероятность возможных отклонений индикативных показателей. Поэтому с учетом происходящих перемен в промышленном и аграрном развитии страны и края мы планируем проводить корректировку и уточнение прогнозных построений. 

В соответствии с Порядком разработки отраслевой стратегии Алтайского края, утвержденным распоряжением Администрации Алтайского края от 6 сентября 2011 г. N 366-р, проект Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2025 года согласован с курирующим заместителем Губернатора Алтайского края; с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края; с заинтересованными органами исполнительной власти Алтайского края. В качестве общественного обсуждения проект Стратегии  рассмотрен  отраслевыми союзами. 

Предлагаемый проект доработан с учетом замечаний всех указанных выше организаций.