18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Нынешний год ознаменовался для лесной отрасли края (да и всей страны) масштабными переменами. Связано это не только со вступлением в силу с 1 января 2007 года нового Лесного кодекса, но и передачей практически 99 процентов федеральных полномочий по управлению лесами на уровень регионов. Введение новой «лесной конституции» потребовало формирования регионального законодательство, создающего и регулирующего новую систему лесоуправления. Правда, еще не родившись, законопроект, разработанный на Алтае, подвергается критике со стороны некоторых местных политиков. По мнению разработчиков закона и авторитетных экспертов, критике необоснованной и некомпетентной.

ЛЕСНИКИ-ЗАКОНОТВОРЦЫ

К сожалению или к счастью, российское законодательство периодически меняется, и сегодня новый Лесной кодекс наделил государственные органы исполнительной власти регионов полномочиями по лесоуправлению в полном объеме. Иными словами, если раньше значительная часть функций по управлению лесным комплексом края находилась в ведении федерального центра, то теперь эти функции отошли к регионам. Регулирование их требует принятия специального закона или нескольких законов. В Алтайском крае было решено объединить их в одном законодательном акте. Пришли к мнению, что так будет удобнее и для принятия закона, и для его практического применения.

Однако разработке закона предшествовала большая подготовительная работа. Ведь реорганизация должна была осуществляться в контексте широкого внедрения рыночных механизмов, проведения административной реформы, требований усиления сохранности лесов и увеличения их воспроизводства. В крае сложилась своя, оригинальная модель реализации всех этих задач. Надо отметить, что рождалась она в муках, в спорах и дискуссиях, разработка принципиально новой концепции сопровождалась серьезным обсуждением и детальным изучением. И только в 2006 году эта модель была предложена для обсуждения в Рослесхоз, где и получила одобрение. А после этого началась практическая работа по внедрению модели на практике в «пилотном» формате на базе трех алтайских лесхозов.

- И, надо сказать, неплохо получалось и получается! – считает начальник Управления лесами Алтайского края Михаил Ключников. - Кстати, как показал опыт внедрения нашей модели, мы вполне вписываемся как в действующее законодательство, так и в рыночные механизмы. Думаю, что такой резкий переход на рыночные рельсы вполне оправдан. Ведь, как говорят, нельзя преодолеть пропасть в несколько прыжков!

Продолжалась и законотворческая работа. В конце концов был в Управлении лесами был разработан проект краевого закона о лесном комплексе Алтая. Кроме вопросов, требующих отдельного регулирования, было предусмотрено разделение полномочий по уровням государственной власти. Этого требует ст. 83 Лесного кодекса. У нас в крае эта система формируется представительным органом власти (краевым Советом) и администрацией края. К тому же Лесной кодекс выделяет и главу администрации в качестве отдельного субъекта исполнительной власти. Поэтому в проекте краевого закона его разработчики детально расписали все эти полномочия, в том числе и для Управления лесами, как вновь созданного органа.

Какие же вопросы подлежат особому регулированию в краевом законе?

К примеру, заготовка как древесины, так и иных видов (древесных и недревесных пищевых, лекарственных растений и т.д.) ресурсов гражданами для собственных нужд. Что касается древесины, то ст. 30 Лесного кодекса определяет некоторые виды этих нужд: для целей строительства, ремонта и отопления. Это самые насущные потребности, которые необходимо удовлетворять постоянно и повсеместно. Ст. 75 Лесного кодекса предусматривает, что краевым законом должны быть определены исключительные случаи заготовки древесины по договорам купли-продажи. Сегодня существуют право аренды и купли-продажи лесных насаждений. Эти исключительные случаи тоже получили свою регламентацию в краевом законе. Еще одна законодательная новелла – правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Сегодня эта норма тоже относится к ведению регионов и регулируется региональным законодательством.

Многих волнует появление на территории края множества арендаторов лесных угодий, что большие площади леса (около 1,3 млн. га) переданы в аренду. Как в этом случае граждане будут получать древесину для своих нужд, использовать богатые биоресурсы алтайских лесов? В разработанном законопроекте предусматривается регулирование этой проблемы путем обременения арендаторов такими условиями договора, в которых бы учитывались и интересы тех категорий граждан, которые стоят на учете в качестве нуждающихся. Так что, досужие утверждения, что, мол, теперь с арендуемых лесов граждане ничего не получат для заготовок леса для своих нужд, к примеру, строительства, ремонта или отопления, для сбора грибов, орехов, ягод, лекарственного сырья и проч., не имеют под собой почвы. Надо учитывать и тот основополагающий факт, что леса остаются в федеральной собственности. К тому же, какие-либо обременения арендаторов нисколько не противоречат действующему законодательству. Да и арендаторы с этим вполне согласны, ведь интересы населения края им небезразличны. Во всяком случае, в ходе подготовки этого закона эта проблема обсуждалась с представителями арендаторов. Мнение было единодушным: лучше заранее законодательно урегулировать эту проблему, не обостряя отношений арендаторов и населения. В этом заинтересованы без исключения все.

УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ

Как уже было сказано, Лесной кодекс предполагает преимущественную передачу лесов в аренду. Государство практически передает бремя своих обязанностей по финансированию арендаторам, поскольку обязательства по защите, охране и воспроизводству арендуемых лесов со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями теперь ложатся на их плечи. К сожалению, сегодня и у нас в крае, и в России сообщество арендаторов только начало формироваться. К тому же законодательство не предусмотрело никаких льгот для них (к примеру, снижения арендной платы и т.д.). Пока сложно с экономической точки зрения предполагать, как смогут справиться арендаторы со всем кругом своих обязанностей. Однако разработчики закона убеждены: лес без присмотра не останется и существующая система защиты лесов будет, как и раньше, работать эффективно.

В то же время противостояние огенной стихии является серьезной проблемой лесной отрасли, которая чрезвычайно важна для всех регионов, в том числе и для Алтайского края, в котором с учетом сельских лесов площадь лесного массива составляет около 5 млн. га. Это огромное хозяйство! К тому же, в тушении лесных пожаров взаимодействует множество организаций и ведомств, что создает дополнительные трудности.

Между тем, в отличие от других субъектов федерации специфической особенностью нашего региона является то, что в 99 случаях из ста лесное ведомство при тушении пожаров обходится собственными силами. Такого положения дел нет ни в одном другом регионе. Если в крае у всех организаций и ведомств в целом имеется 600 пожарных автомобилей, то на долю лесного хозяйства приходится половина. К этому мощному парку нужно добавить сотни единиц другой специальной техники. Лесники прибегают к помощи МЧС только в исключительных случаях, когда уже нужно эвакуировать населения, принимать другие экстраординарные меры.

В то же время положение дел в других регионах страны вовсе не такое благополучное. С вводом в действие Лесного кодекса складывается абсолютно новая ситуация с охраной лесного фонда. По словам руководителя Рослесхоза Валерия Ращупкина, готовность к пожароопасному сезону регионов, которым с начала года передан значительный объем полномочий по управлению лесным фондом, составляла не более 40 процентов. Отсутствовали оперативные планы работ, не были утверждены источники их финансирования. Оснащенность лесопользователей средствами пожаротушения снизилась в два раза. 76% весенних пожаров возникли из-за неконтролируемых выжиганий, в то время как площадь контролируемых выжиганий снизилась в два раза! И как результат, доля ликвидированных пожаров в день обнаружения снизилась с 74 процентов в 2006 году до 40 процентов в 2007 году. (Кстати, на Алтае этот показатель превышает 80 процентов). Средняя площадь одного пожара выросла в 1, 3 раза. Доля погибших лесов увеличилась в полтора раза.

И на фоне этой достаточно удручающей статистики Алтайский край был отмечен в числе тех, кто показал положительную динамику, дал позитивные результаты. Заключены соглашения между всеми заинтересованными организациями и ведомствами, утвержден план мобилизации сил и средств. Также есть соглашения с Республикой Казахстан по тушению лесных пожаров в приграничной зоне. На территории края развернуто три авиазвена, непосредственно задействованных на авиразведке, патрулировании и координации действий сил и средств по тушению лесных пожаров.

Несмотря на все объективные трудности (как же у нас без них!), результаты борьбы с таким стихийным бедствием, как лесные пожары, в крае налицо. Если в прошлом году пожароопасный сезон был очень напряженным (только в мае возникло 19 пожаров крупных лесных пожаров), то этот год выглядит значительно более благополучным. И не последнюю роль в этом играют стройная и эффективно действующая комплексная система организации пожаротушения, создававшаяся в крае на протяжении 50 лет. Главное – не разрушить ее в ходе реформ и реорганизаций, сохранить ее мощный потенциал.

«ЛЕСНАЯ» УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ

Складывающаяся система лесоуправления, выраженная в новом Лесном кодексе, обозначает новые подходы к использованию, охране, защите и воспроизведению лесов. Во всех субъектах РФ, в том числе и в Алтайском крае, идет формирование новой «управленческой вертикали». Это связано с тем, что отдельные федеральные полномочия переданы на уровень субъектов федерации. В результате на территории Алтая создано Управление лесами Алтайского края, которое входит в состав органов исполнительной власти региона. Ранее существовавшее федеральная структура – Территориальный орган Рослесхоза – Агентство лесного хозяйства по Алтайскому краю и Республике Алтай благополучно ликвидирована.

Сегодня в соответствии со ст. 23 Лесного кодекса предусматривается создание лесничеств. Причем границы и площадь этих лесничеств согласовывается с Рослесхозом. Сегодня Алтайский край такое согласование получил. Планируется создание 31 лесничества, которые будут иметь статус отделов Управления лесами. Ранее существовало 37 лесхозов в форме федеральных госучреждений. После передачи полномочий на региональный уровень они получили статус краевых госучреждений. Создавая Управление лесами, администрация края наделила новую структура полномочиями выступить учредителем и Управления сельскими лесами, которое имеет в своем подчинении 20 филиалов на базе сельских лесхозов. Таким образом, в состав вновь созданного Управления лесами сегодня передано 37 лесхозов и Управление сельскими лесами.

В соответствии с законом о введении в действие нового Лесного кодекса до 1 января 2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с Гражданским кодексом. К сожалению, такая норма имеет далеко неоднозначное толкование, поскольку в существующие правовые рамки процесс преобразования лесхозов не укладывается. Между тем, пока полной ясности по поводу реорганизации лесхозов, так же как и по созданию лесничеств нет. Между тем, готовится решение о ликвидации в крае лесхозов, поскольку к концу года их уставная деятельность прекратится. По всей видимости, лесхозы будут ликвидированы, но, возможно, не все.

Управленческие функции передаются лесничествам (в статусе отделов). Вся хозяйственная деятельность, которой сегодня занимаются лесхозы по охране, защите, воспроизводству, сегодня возложена на арендаторов лесного фонда либо на исполнителей работ, обозначенных в процессе размещения заказа для государственных нужд. Однако полной ясности в этом вопросе нет. Должно быть бюджетное финансирование, а размещение заказов на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов должно осуществляться на торгах.

Что касается структуры лесоуправления, представленной Алтайским краем на Всероссийском совещании, состоявшемся в середине июля на Алтае, то 31 создаваемое лесничество будет в свою очередь иметь в своем составе 177 участковых лесничеств.

Таким образом, выстраивается четкая управленческая вертикаль. Без этого невозможно осуществлять все функции, возложенные Лесным кодексом на регион. Ведь размеры лесного фонда края с учетом сельских лесов составляет около 5 млн. га. А по численности персонала, объемам выполняемых работ, бюджетным показателям, капитальным вложениям на один гектар лесной площади и др. показателям лесная служба Алтая всегда была крупнейшей в система Рослесхоза.

С учетом всех осуществляемых на Алтае преобразований происходит высвобождение государственного имущества. В этих целях планируется создать в крае краевое государственное унитарное предприятие, которое определено балансодержателем этого высвобождаемого имущества, необходимого для проведения работ в лесу, для пожаротушения. Оно будет закреплено на праве хозяйственного ведения, процесс его использования будет строиться на передаче его в аренду либо арендаторам, либо исполнителям работ, определяемых на торгах по размещению госзаказа.

ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ?

Разработанный законопроект, весь комплекс мероприятий по формированию в крае новой системы лесоуправления получили поддержку на самом «верху» - в Министерстве природных ресурсов и Рослесхозе. Поддержка этих ключевых в лесном комплексе России федеральных ведомств была наглядно промемонстрирована в ходе Всероссийского совещания «Совершенствование новой системы лесоуправления в России и межведомственное взаимодействие взаимодействие организации тушения лесных пожаров». На «лесном форуме» «алтайская модель» реформирования лесного комплекса получила поддержку министра природных ресурсов Юрия Трутнева, руководителя Рослесхоза Валерия Ращупкина, а также полномочного представителя Президента в СФО Анатолия Квашнина. Более того, на самом высоком уровне было принято решение не только одобрить алтайский опыт, но и распростанить его на всю Россию.

Однако некоторым алтайским политикам Москва, как видно, не указ. Еще в мае планировалось в окончательном варианте этот законопроект на очередной сессии краевого Совета. Оно и понятно: слишком насущным для всего большого и беспокойного лесного хозяйства Алтая, для большинства сельских (да и не только) жителей края является новый закон. Ведь селянам, к примеру, надо готовиться к отопительному сезону, заготавливать дрова. Сегодня лесники столкнулись с тем, что пока вопрос этот никак не урегулирован, надо искать выход, компромисс, чтобы не оставить людей без дров.

На подготовленный и вынесенный на сессию законопроект поступило много поправок. В том числе, от комитета по аграрной политике и природопользованию, свои замечания представили и юристы. Поэтому принять его не удалось. Поправки в большей степени касались полномочий органов местного самоуправления. Разработчики согласились с ними, так как ныне существующее законодательство иначе распределяет полномочия между различными органами местного самоуправления внутри муниципальных районов.

Между тем, звучала и непрофессиональная, огульная критика закона и его разработчиков. К примеру, со стороны некоторых безответственных политиков из «Справедливой России», в частности, депутата Гаврилова. Раздавались публичные заявления о корысти лесного ведомства, желании чиновников поставить все лесные ресурсы региона под свой контроль. В чем, спрашивается, может состоять корысть Управления лесами, на которое законом возложены полномочия, которые оно обязано выполнять. В том числе и по разработке нового регионального закона, координации усилий по его выполнению. Надо отметить, что полномочия по выстраиванию новой системы лесоуправления переданы на уровень субъектов. Каждый регион должен сам определяет наиболее приемлемую для себя структуру, как целесообразно и эффективно ее организовать, чтобы в полном объеме исполнять возложенные на регион полномочия. Единой рекомендации для всех регионов нет, только общие подходы обсуждаются.

Как бы то ни было, создана рабочая группа по доработке этого закона, куда вошли все заинтересованные компетентные стороны, вплоть до представителей политических партий. В августе главный лесной закон края вновь будет рассматриваться на очередной сессии краевого Совета.