18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В Алтайском крае прошло закрытое совещание промышленников Сибири, на котором обсуждались проблемы и перспективы развития оборонно-промышленных предприятий Сибирского федерального округа.

На заводе «Ротор» (Барнаул) прошло совместное заседание Делового клуба «СЭР» Международной ассоциации руководителей предприятий, Союза машиностроителей и работодателей Новосибирской области и членов Союза машиностроителей и  Союза промышленников Алтайского края. 

С информацией о состоянии ОПК Сибири выступил начальник департамента аппарата полпреда Президента РФ по СФО Василий Соколов, руководители промышленных департаментов администраций Новосибирской области и Алтайского края.

С докладом о законодательном обеспечении модернизации ВПК страны выступил член Совета Федерации от Алтайского края Юрий Шамков. Вот текст его выступления.

В Алтайском крае прошло закрытое совещание промышленников Сибири, на котором обсуждались проблемы и перспективы развития оборонно-промышленных предприятий Сибирского федерального округа. С докладом о законодательном обеспечении модернизации ВПК страны выступил член Совета Федерации от Алтайского края Юрий Шамков.


 

 

Уважаемые коллеги!

На оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением и военной техникой в рамках Государственной программы Вооружения на 2011 – 2020 годы предусмотрено более 20 трлн. рублей. При этом распределение финансирования осуществляется следующим образом. На первую пятилетку 2011-2015 годы выделяется 40% данной суммы, на вторую пятилетку 2016-2020 годы - 60%. 10% от этой суммы будет выделяться на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В целях обеспечения динамики наращивания производства финансирование каждого последующего года будет увеличиваться на 10-15%.

Это очень большие, но жизненно необходимые для восстановления обороноспособности страны суммы.

В частности, в предстоящее десятилетие в войска поступит более 400 современных межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, 8 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 20 многоцелевых подводных лодок, более 50 боевых надводных кораблей, около 100 космических аппаратов военного назначения, более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения, свыше тысячи вертолетов, 28 полковых комплектов зенитных ракетных систем С-400, 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов "Витязь", 10 бригадных комплектов ракетного комплекса "Искандер-М", свыше 2 тысяч 300 современных танков, около 2 тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также более 17 тысяч единиц военной автомобильной техники.

Это, несомненно, делает ОПК драйвером российской экономики.

А готов ли ОПК к реализации столь масштабных программ? Имеем ли мы необходимую законодательную базу для реализации намеченного?

К сожалению, за прошедшие годы, большинство предприятий ОПК перестало существовать. Но и на сохранившихся промышленных объектах в основном устаревшие технологии, высокий износ основных фондов и, самое печальное – это растерянный кадровый потенциал, как среди представителей рабочих специальностей, так и среди инженерно-технических специалистов.

Что же мы имеем в области законодательства, способствующего успешному развитию как ОПК, так и всей промышленности в целом?

Основным механизмом реализации государственной программы вооружения является переход к размещению государственного оборонного заказа посредством внедрения контрактной системы в сфере закупок, при которой основными исполнителями являются предприятия и научно-исследовательские центры оборонно-промышленного комплекса.

Для обеспечения реализации механизмов гособоронзаказа к концу 2013 года завершено формирование нормативно-правовой базы. Приняты федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О Фонде перспективных исследований», а также около 50 подзаконных актов.

Данный пакет обеспечивает размещение гособоронзаказа не на один год, а сразу на три-пять, даже семь лет. Авансирование предприятий, выполняющих гособоронзаказ, осуществляется не только для производства продукции, но и для приобретения оборудования, необходимого для производства продукции.

В целях технологического развития ОПК реализуется более 10 федерально-целевых программ. Их технологическая направленность предопределяет как разработку и внедрение новых технологий, так и создание производственных мощностей по реализации государственной программы вооружения 2011-2020 гг.

В реализации мероприятий действующей ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 годы» на конец 2013 года приняли участие порядка 500 организаций. При их участии проведена полная или частичная модернизация производственных мощностей 180 объектов.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2013 года № 97 «О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями ОПК на реализацию проектов, осуществляемых в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 года»,  в 2013 году утверждены правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями ОПК на реализацию проектов, осуществляемых в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 года». Функции агента Правительства Российской Федерации по вышеперечисленным вопросам возложены на Внешэкономбанк.

За последние несколько месяцев 2013 года приняты постановления Правительства Российской Федерации, которые кодифицируют составные части мобилизационного плана и экономики Российской Федерации.

Наконец, осуществлен переход к контрактам полного жизненного цикла, от разработки до утилизации вооружения и военной техники.

В тоже время Счетной палатой Российской Федерации отмечается следующие проблемы:

1. Вопросы качества. Неоднократно обращалось внимание, что утрачивает свое значение военная приемка. Сегодня Счетная палата ставит вопрос перед Министерством обороны по повышению качества военной приемки.

2. Наиболее частые нарушения – это, конечно, нарушение условий контрактов - как несоблюдение сроков, так и несоблюдение качества, ну и, соответственно, неприменение мер воздействия к исполнителям гособоронзаказа.

Приведу пример. В организованном Вьетнамом тендере на поставку стрелкового оружия для нужд полиции, принимали участие и российские представители. Но тендер выиграла израильская компания, занимающаяся изготовлением аналогов российского автомата Калашникова.

3. Вопросы ценообразования. Выпущено эпохальное постановление Правительства Российской Федерации, регулирующее порядок ценообразования в этой сфере деятельности. И когда презентовался данный документ, говорилось о том, что он внесет значительный вклад в прекращение ценовых войн между заказчиками и производителями. Но реально оказалось, что вопрос ценовой политики выходит за пределы заказчиков и исполнителей заказов. Вторгаются так называемые посредники, так называемые единственные исполнители, в данном случае это выступает как фактор увеличения цен на соответствующую продукцию. Поэтому неоднократно ставился вопрос о том, что надо отказываться от единственных исполнителей в рыночной сфере, где возможна конкурентная среда на изготовление тех или иных видов продукции, особенно в части тылового обеспечения.

Помимо уже принятых федеральных законов, в настоящее время Минпромторгом России разработан законопроект «О промышленной политике Российской Федерации». Создана и работает рабочая группа при Правительстве Российской Федерации по доработке закона «О промышленной политике РФ», в которую я вхожу. В мае законопроект рассмотрят в Правительстве РФ, в июне – в Госдуме, с тем, чтобы принять этот важнейший закон до конца года.

Закон формулирует основные понятия, характеризующие промышленную политику, промышленную деятельность, отрасли промышленности и т.д. Формулирует цели, задачи и принципы промышленной политики.Разграничивает полномочия в области промышленности между уровнями власти.

Хотелось бы остановиться на предлагаемых новациях.

1. Предлагается для координации деятельности федеральных органов власти в области промышленной политики создать Совет при Президенте РФ.

2. Законом предусматривается координация Государственных программ, программ субъектов и муниципалитетов уполномоченным органом при Правительстве РФ.

3. Предлагается ввести понятие инвестиционного контракта, который действует до 10 лет, на основании которого инвестору предоставляются налоговые и неналоговые преференции.

Особенно хочу остановиться на Главе 4 «О развитии оборонно-промышленного комплекса» и статье 22 «О мерах господдержки организаций оборонно-промышленного комплекса».

В целях обеспечения стабилизации финансово-экономического состояния стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса, развития оборонно-промышленного и кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса и стимулирования спроса на их продукцию могут применяться в том числе следующие меры государственной поддержки:

1) предоставление субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства;

2) предоставление субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса;

3) реструктуризация задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса;

4) предоставление субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции, а также инвестиционных проектов, реализуемых в рамках государственных программ развития оборонно-промышленного комплекса;

5) взносы Российской Федерации в уставный капитал интегрированных структур и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также имущественные взносы Российской Федерации в государственные корпорации с целью осуществления капитальных вложений организациями, акции (доли) которых находятся в собственности государственных корпораций, в рамках программ развития оборонно-промышленного комплекса;

6) предоставление субсидий российским организациям-экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

7) стипендии для ученых, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников организаций – исполнителей государственного оборонного заказа за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

8) стипендии для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников организаций – исполнителей государственного оборонного заказа за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

9) снижение таможенных пошлин или освобождение от уплаты таможенных пошлин в отношении ввозимого высокотехнологичного оборудования, являющегося промышленной продукцией, не имеющей аналогов производимых на территории Российской Федерации, и необходимого для модернизации и технического перевооружения производства;

10) установление в соответствии с законодательством о налогах и сборах возможности использования нелинейного метода начисления амортизации в отношении всех амортизационных групп;

11) установление в соответствии с законодательством о налогах и сборах возможности исключения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль полностью или частично части дохода, направляемого на модернизацию и технологическое перевооружение производства;

12) иные меры поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятие Федерального закона о промышленной политике позволит задать новый вектор развития промышленного сектора экономики и повысить эффективность мер государственной поддержки отечественных промышленных предприятий в условиях глобальной конкуренции.