18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

«Губернаторский» сенатор от Алтайского края рассказал главному редактору информационно-аналитического портала Doc22 Артему Кудинову о некоторых итогах своей законотворческой работы в Совете Федерации, основных перспективах развития федерального законодательства в сфере госполитики в реальном секторе экономики и актуальных проблемах экономического развития Алтайского края, который он представляет в верхней палате Федерального Собрания.

Его мнение интересно и важно, поскольку с июля прошлого года Юрий Шамков работает 1-ым заместителем председателем Комитета совета Федерации по экономической политике. А значит, ему приходится курировать широкий круг вопросов – это и промышленное, и энергетическое развитие, проблемы собственности, естественных монополий и саморегулируемых организаций...

Doc22.ru Юрий Шамков убежден, что российской индустрии необходимо стратегическое планирование, а также сопряжение регионального и отраслевого развития.

Юрий Шамков убежден, что российской индустрии необходимо стратегическое планирование, а также сопряжение регионального и отраслевого развития.

- Юрий Вениаминович, в этом широком спектре законотворческих задач, которые стоят перед всем Федеральным Собранием, какая, по вашему мнению, особенно актуальна?

- Все принимаемые  законы,  стимулирующие  развитие  экономики  сегодня актуальны,  но  мне  бы хотелось остановиться  на  законе о промышленной политике в России. Над ним мы сейчас  работаем в рамках рабочей группы при Министерстве промышленности и торговли. В мае-июне законопроект рассмотрят в Правительстве РФ. А затем его необходимо внести в Госдуму с тем, чтобы принять этот важнейший закон до конца года.

- А почему он так важен?

- Ну, прежде всего, в нем заложены концептуальные вещи, характеризующие взаимоотношения государства и индустрии страны, начиная с базовых понятий и заканчивая условиями взаимодействия различных субъектов в долгосрочной перспективе. Он должен создать условия для развития промышленности в России на десятилетия вперед. А значит, повлиять на развитие всей экономики и социальной сферы страны. К примеру, предлагается организовать федеральный фонд, средства которого позволяли бы на   возвратной  основе, на  условиях конкурентных с  западными  банками финансировать  строительство промышленных объектов,  приобретение современных технологий и  оборудования.  В качестве финансовой площадки такого фонда может выступить Внешэкономбанк. Уверен, это будет серьезная  составляющая  в  повышении конкурентоспособности российской  экономики в рамках  глобальной экономики.

- А для регионов, например, Алтайского края, принятие этого закона будет иметь какое-то значение?

- Разумеется, ведь осуществлять его придется не в безвоздушном пространстве, а именно в регионах. Более того, предполагается синхронизировать региональное развитие с отраслевым. Иными словами, инвестиционные перспективы крупных корпораций увязывать с планами и нуждами субъектов федерации. К слову, еще одним существенным инструментом индустриальной модернизации и промышленного развития  проект закона предусматривает создание в регионах России, в качестве своеобразных точек роста, индустриальных парков. Причем, планируется субсидировать из федеральных средств строительство инфраструктуры для них, а также предоставлять налоговые каникулы сроком до 10 лет для резидентов таких парков.

Между прочим, к числу важнейших, даже основополагающих, я бы отнес готовящиеся законопроекты о стратегическом планировании и государственно-частном партнерстве.

- Поговаривают о возрождении Госплана…

-  По  образу  и  подобию  Госплана  СССР это  невозможно. Но  время  показало, что  тезис «Рынок  все  сам  отрегулирует в  экономике»  неэффективен.  Я глубоко  убежден:  необходимо  долгосрочное,  среднесрочное и краткосрочное  планирование,  развитие,  как отраслей, так  и экономики  территорий, синхронизация этих  планов с  соответствующим  бюджетированием. Организовываться  и администрироваться этот  процесс должен единым  органом  при правительстве. А уж как называться будет орган - это  вторично.

- Согласен. В свое время вы возглавляли комитет по промышленности в Алтайском краевом Законодательном собрании. На региональном уровне, с вашей точки зрения, достаточно ли законов для поступательного развития промышленности?

- Думаю, что да. Однако периодически обновлять законодательную базу региона необходимо,  приводя в соответствие с федеральным  законодательством. А оно  на  месте  не  стоит, ежегодно наш  комитет рассматривает более  300 законодательных актов.

- У вас особое отношение, особое внимание к проблемам развития энергетики. В Алтайском крае эта  сфера  – в особом приоритете.

-  Алтайский край  сегодня  энергодефицитен. В энергетике  сегодня  наблюдаются  высокий  износ  основных  фондов,  низкий  КПД, высокие  потери  при  передаче энергии. Для устранения  этих  недостатков  отрасли  необходима модернизация.

- Для Алтайского края эта задача тоже актуальна?

- Конечно, ведь изношенность алтайских ТЭЦ высока. ТЭЦ-1 в Барнауле закрыли, ТЭЦ-2 нуждается в модернизации. На Бийской ТЭЦ, больше ориентированной на производство тепла для промышленных предприятий, стоимость вырабатываемой электроэнергии высока, там самая высокая стоимость киловатта. С другой стороны, индустриальные перспективы развития Алтайского края, на мой взгляд, заключаются в опережающем развитии восточных и юго-восточных территорий региона. Эта часть края богата полезными ископаемыми – железными, полиметаллическими  рудами, углем и др. Там уже сосредоточен серьезный научно-технический и производственный потенциал. Именно там придется создавать предприятия по глубокой переработке этих полезных ископаемых. А для этого понадобятся энергетические мощности.  В перспективе   этот потенциал будет востребован экономикой России.

- А какая роль отводится Мунайской КЭС в развитии востока и юга Алтая?

- Проект ее строительства обоснован и просчитан. И совсем неслучайно он включен в Генеральную схему  развития электроэнергетики  России до 2020 года, схему территориального развития до 2030 года, во многие другие важнейшие для энергетического развития страны программы и документы. Этот проект прошел согласования во множестве федеральных министерств и ведомств. Признается, что Мунайская КЭС нужна для перспективного развития региона. В противном случае, уж поверьте, ее никто никуда никогда бы не включил!

- Какие обстоятельства могут обусловить успешную реализацию этого дорогостоящего проекта?

- Первое – нужен  понятный, серьезный  профильный  инвестор. Второе -  на  каких условиях  вырабатываемая  энергия  будет  реализовываться? Сегодня есть  несколько  сценариев  развития  рынка  электроэнергетики.   От  этого  зависит  эффективность  инвестирования в  новую  генерацию. Однако сегодня до конца нет ясности, как он, этот рынок, будет развиваться в будущем. В этом сложности, вызовы и угрозы для этого, несомненно, перспективного проекта.

- Перспективы развития реального сектора региональной экономики немыслимы без модернизации транспортной инфраструктуры Алтайского края. Каковы, на ваш взгляд, приоритеты этой модернизации?

- Назрела необходимость реконструкции трассы М-52, Чуйского тракта. Надо признать, что она идет с разной степенью интенсивности в направлении Новосибирска от Барнаула. Но надо вести модернизацию федеральной трассы и в восточном направлении, в сторону Бийска и Горно-Алтайска. Увы, макроэкономические сложности последних лет затормозили решение этого вопроса. Тем не менее, актуальность реконструкции автомагистрали М-52 никто сомнению не подвергает.

Если говорить о перспективах развития транспортной инфраструктуры края, то здесь приоритетом являются региональные авиационные перевозки. Уже принята специальная краевая программа их развития. Базовыми точками развития региональных авиаперевозок могли бы стать в этой логистической схеме Барнаул, Горно-Алтайск, Бийск, Славгород, Рубцовск, Усть-Кокса и Кош-Агач. Там планируется реконструировать и модернизировать аэродромы. К слову, в Алтайском крае уже принято решение о реконструкции взлетно-посадочных полос в Рубцовске и Славгороде. Считаю, что это правильное и своевременное решение. В нем есть своя логика, потому как дальние аэропорты (Рубцовск, Славгород, Усть-Кокса, Кош-Агач) могли бы стать точками подлета в Барнаул или Горно-Алтайск (хабы), а Бийский аэропорт стал бы базовым для межрегиональных перевозок в Белокуриху и рекреационные территории алтайских предгорий. Кстати. Некоторые крупные компании, к примеру, UTAir, рассматривали аэропорт в Бийске как базовый на юге Сибири для межрегиональных, например, внутрисибирских, авиаперевозок. Убежден, что у Бийского аэропорта, который может и должен занять свою нишу в логистике авиаперевозок, есть будущее, он востребован.

- Есть ли будущее у финансового решения проблемы модернизации Бийского аэропорта?

- Есть, но оно заключается  в привлечении серьезного крупного инвестора-собственника, для которого развитие аэропорта – профильный бизнес. Консорциум небольших местных компаний стратегически проблемы не решит. Здесь дело даже не в объеме необходимых средств, они-то возможно и найдутся. Дело – в собственности, а без решения этой проблемы невозможны перспективы развития этого проекта. Как бы то ни было, у Бийского аэропорта просматривается вполне ясное будущее.

Беседовал Артем Кудинов.