18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Популярное за 100 дней

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Вчера Экспертно-экономический совет региона рассмотрел проект организации в Рубцовске и Рубцовском районе Центра регионального развития, разработанный уральскими учеными во главе с академиком РАН Александром Татаркиным.

С докладом о перспективах пространственного развития Алтайского края выступил вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин. А затем о проекте рассказал руководитель рабочей группы, директор Института экономики Уральского отделения РАН, академик РАН Александр Татаркин. Публикуем текст доклада Щетинина и презентацию выступления Татаркина.

 


Вице-губернатор Михаил Щетинин «Перспективы пространственного развития Алтайского края»

 Doc22.ru Михаил Щетинин - вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края

В настоящее время состояние экономики Алтайского края характеризуется устойчивыми позитивными тенденциями, которые прослеживаются практически по всем основным экономическим и социальным показателям. Обеспечен рост промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшились показатели уровня жизни населения. За два последних года инвестиционные вложения в регионе увеличились в 1,4 раза. Вместе с этим повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение еще большего притока инвестиций остается для нас первоочередной задачей и на перспективу.

Важно вовлечь в активный инвестиционный процесс все территории, чтобы в целом развитие края было сбалансированным, без «аутсайдеров». Как это сделать в новых условиях? Время «выравнивания» уровня развития территорий и поддержки лишь «территорий-локомотивов» как для регионов, так и для муниципалитетов прошло. На  федеральном уровне меры государственной поддержки переориентированы на стимулирование точек роста, максимальное использование и активацию собственного потенциала регионов, на так называемый «проектный подход». Основная цель -  создать в регионах инвестиционные возможности, то есть благоприятные условия для привлечения инвесторов.

Для администрации края очень важно правильно определить эти потенциальные «точки роста», чтобы снизить диспропорции пространственного развития, повысить гибкость территориальной структуры хозяйства, обеспечить рост уровня и качества жизни населения в городах и сельской местности. Необходимо четкое понимание того как и по каким направлениям будут развиваться все территории нашего региона. Какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходимы для обслуживания территорий, как должна выглядеть система подготовки кадров и распределения трудовых ресурсов.

Естественным образом в крае уже сформированы зоны экономического роста вокруг крупных социально-экономических центров – Барнаула и Бийска. В Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года они обозначены как Северо-Восточная и Юго-Восточная зоны.

Северо-Восточная зона  помимо  Барнаульской агломерации и тяготеющего к ней г. Заринска, охватывает Павловский, Калманский, Первомайский, Тальменский, Косихинский и Заринский районы. Ядром и социально-экономическим центром зоны является г. Барнаул, где сосредоточен  научный, инфраструктурный, кадровый  и финансовый потенциал. Кроме того, здесь появился новый пояс промышленного развития в рамках создаваемого индустриального парка «Новоалтайск южный».

Юго-Восточная зона находится в предгорной зоне на границе с Республикой Алтай, охватывая территории Солтонского, Бийского, Советского, Зонального, Смоленского, Солонешенского и Алтайского районов. Социально-экономическим ядром зоны является наукоград Бийск, предприятия которого стали базовыми для создания биофармацевтического кластера.

Активному развитию зоны способствует наличие на ее территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», реализация проектов в рамках туристических кластеров «Белокуриха» и «Золотые ворота», вошедших в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Для развития энергетической инфраструктуры данной территории реализуется проект строительства конденсационной электростанции.

На развитие обозначенных зон были привлечены существенные объемы ресурсов из федерального бюджета. За 2008–2011 годы на развитие наукограда Бийска было привлечено около 900 млн. рублей, на развитие туристической зоны – около 3,4 млрд. рублей. На создание инфраструктуры индустриального парка в г. Новоалтайске в текущем году мы уже получили из федерального бюджета более 85 млн. рублей. Все обозначенные крупные проекты реализуются на условиях государственно-частного партнерства. Сегодня это наиболее эффективный способ инвестиционного развития регионов.

Для повышения устойчивости экономики региона нам необходимы  новые центры экономического роста.

В мае 2011 года губернатором Алтайского края А.Б. Карлиным было дано поручение разработать программу развития г. Рубцовска и Рубцовского района, как центра еще одной зоны экономического роста в южной части региона. Почему именно эти территории? Во-первых, здесь сосредоточен  большой производственный потенциал. Причем среди отраслей промышленности хорошо представлены и добывающий, и обрабатывающий секторы, создан «Алтайский кластер аграрного машиностроения». Имеется  хорошая ресурсная база для развития агропромышленного комплекса, включая крупные производственные мощности пищевой промышленности. Во-вторых, выгодное географическое положение на границе с Республикой Казахстан и наличие железнодорожных транспортных магистралей.  

Сегодня в регионах России накоплен значительный и разнообразный опыт по созданию Центров развития, в которых сконцентрированы  кластеры, индустриальные парки, территориально - производственные комплексы, промышленные и транспортно - логистические узлы, полюсов экономического роста. И это далеко не полный перечень.

Нашими коллегами из Института экономики Уральского отделения РАН предложены несколько направлений развития подобного центра применительно к      г. Рубцовску и Рубцовскому району с учетом имеющегося на  их территории потенциала. Подготовленный Институтом проект программы включает алгоритм создания новых институтов развития, предлагает состав потенциальных участников, перечень организационных мероприятий и оценку необходимого объема инвестиций.

При грамотном управленческом подходе, укреплении инфраструктурных возможностей, комплексном развитии имеющегося потенциала в рамках программы эти две территории могут получить новый импульс к развитию. Дополнительным мультипликативным эффектом станет  развитие всех прилегающих к Рубцовску территорий, входящих в Южную зону (Поспелихинского, Рубцовского, Змеиногорского, Курьинского, Краснощековского районов).

Стимулирование развития Центра будет вести к формированию в нем комфортной среды для бизнеса, созданию новых рабочих мест, повышению качества жизни населения, а также повышению их конкурентоспособности на межрегиональном уровне. Будет получен синергетический эффект в результате одновременного развития территории, развития бизнеса и инфраструктуры, объединения государственных и частных ресурсов.

Консолидация наших усилий на стратегических, «прорывных» направлениях должна стать ядром обновленной региональной политики.  А эффективная пространственная организация региона должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию, как отдельных территорий, так и Алтайского края в целом.

 


Презентация академика РАН Александра Татаркина, руководителя рабочей группы по разработке проекта организации в Рубцовске и Рубцовском районе Центра регионального развития, директора Института экономики Уральского отделения РАН

Doc22.ru академик РАН Александр Татаркин


doc22.ru Презентация академика РАН Александра Татаркина руководителя рабочей группы по разработке проекта организации в Рубцовске и Рубцовском районе Центра регионального развития, директора Института экономики Уральского отделения РАН

doc22.ru Презентация академика РАН Александра Татаркина руководителя рабочей группы по разработке проекта организации в Рубцовске и Рубцовском районе Центра регионального развития, директора Института экономики Уральского отделения РАН

doc22.ru Презентация академика РАН Александра Татаркина руководителя рабочей группы по разработке проекта организации в Рубцовске и Рубцовском районе Центра регионального развития, директора Института экономики Уральского отделения РАН

doc22.ru Презентация академика РАН Александра Татаркина руководителя рабочей группы по разработке проекта организации в Рубцовске и Рубцовском районе Центра регионального развития, директора Института экономики Уральского отделения РАН

doc22.ru Презентация академика РАН Александра Татаркина руководителя рабочей группы по разработке проекта организации в Рубцовске и Рубцовском районе Центра регионального развития, директора Института экономики Уральского отделения РАН

doc22.ru Презентация академика РАН Александр Татаркин руководителя рабочей группы по разработке проекта организации в Рубцовске и Рубцовском районе Центра регионального развития, директор Института экономики Уральского отделения РАН