Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Выставочная индустрия России переживает бум. Тем не менее, потенциал роста у российского выставочного бизнеса огромен. Причем в этом сегменте бизнеса все более заметную роль начинают играть компании Сибири. Достаточно сказать, что в 2005 году в СФО прошло более 23% выставок от общего числа проведенных в России. О перспективах развития выставочного бизнеса на Алтае рассказывает генеральный директор ЗАО «Алтайская ярмарка» Андрей Олишевский.
- Андрей Иванович, нередко приходится слышать мнение, что экономический эффект от проведения ярмарок, выставок весьма невелик. Мол, соберутся руководители предприятий и фирм, похвастаются друг перед другом, попьют водки, и все…
- В корне с этим суждением не согласен. По словам президента Торго-промышленной палаты РФ Евгения Примакова, «один доллар, вложенный в выставку, возвращается восемнадцатью долларами прибыли». Я бы говорил не о сиюминутном, а о долговременном, опосредованном, мультипликативном эффекте. Возьмем, к примеру, крупнейшую агропромышленную выставку Сибири «Алтайская Нива». Приезжающие на выставку участники и гости несколько дней работают и отдыхают в Барнауле. В 2006 году из более чем 250 участников выставки более 56% представляли иногородние компании. Отсюда можно представить масштабы денежных вливаний в сферу потребительского рынка (на прилавках города появляются новые промышленные товары, продукты питания, представленные на выставке), гостиничного бизнеса (в гостинице «Центральная» – 80% мест занимают участники выставки, в «Алтае» – 53%, в «Барнауле» – 41%), городского транспорта, услуги такси (особенно популярны услуги такси, потому что каждый день иногородние участники выставки добираются до своего нового места работы в мало знакомом городе), рекламного бизнеса (участники выставки огромное внимание уделяли изготовлению всевозможной рекламы: от буклетов до рекламных щитов). В обеспечении быта и создании нормальной рабочей обстановки для участников выставки заняты сотни работников различных сфер бизнеса города, многих предприятий и организаций различных форм собственности. Таким образом, за это время многие направления бизнеса города в целом получают от участников выставки «Алтайская Нива» более 4 млн. руб. И это без учета заключенных договоров и контрактов, подписанных протоколов намерений, получения новой информации о современных технологиях и т.д. Причем далеко не все результаты конкретной выставки можно измерить рублем. В любом случае, по данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии, на один евро, уплаченный организаторам в качестве входной или иной платы, приходится от 7 до 10, которые получают в виде прибыли организации и частные лица, которые попадают в конечном итоге в бюджет региона или города, принимающего выставку. Вот такая арифметика!
- Сегодня выставочный бизнес на подъеме в Красноярске, Новосибирске, Омске, Иркутске, Кемерово... В чем специфика «Алтайской ярмарки», ее отличительные признаки, если хотите, конкурентные преимущества? - Всякая региональная выставочная компания должна отражать экономические интересы своего региона. И та отрасль экономики, которая является приоритетной, является приоритетной и для выставочной деятельности. Тем не менее, мы обязаны представлять, помимо приоритетных, все сектора экономики, которые присутствуют в регионе и должны развиваться. Все зависит только от стадии готовности этих сегментов. Взять, к примеру, актуальную для Алтайского края отрасль туризма. Мы считаем, что эта сфера экономики края является своеобразным «проблемным полем». «Алтайская ярмарка» несколько раз проводила специализированную выставку, посвященную туризму. Но всякий раз мы не добивались успеха, на который рассчитывали. Я уж не говорю о финансовой отдаче, поскольку проведение таких выставок всегда приносило убытки. С точки зрения масштабов, мы не набирали того объема выставочного продукта. На мой взгляд, объясняется это тем, что туристический рынок на территории Алтайского края только-только формируется. А на этом этапе успешно выставки работать не могут. Там должны применяться другие формы – конференции, симпозиумы, «круглые столы», другие до- или околовыставочные мероприятия. Выставка – это прерогатива сформировавшегося рынка, находящегося в зрелой стадии. Поэтому любая выставочная компания, и «Алтайская ярмарка» не является здесь исключением, должна обладать оптимальным набором выставочных продуктов. Мы ежегодно проводим от 8 до 12 выставок. Плюс дополнительные конгрессные мероприятия. Это наш календарь на год. Некоторые выставочные продукты завершают свою жизнь, и это естественно, а мы стараемся предлагать, придумывать новые. - Вот о них-то поподробнее, пожалуйста… - Что ж, с удовольствием. Уже скоро - 20 июля состоится наша «премьера» - «День поля»… - Волнуетесь?.. - Конечно! Ведь мы намерены представить современную сельхозтехнику непосредственно в поле, в действии. Удалось собрать практически всех дилеров, которые занимаются продажей и обслуживанием почвообрабатывающей, кормозаготовительной сельхозтехники на территории Алтайского края. Тема этой выставки будет прямо связана с кормозаготовками и животноводством. Совместно с АНИИСХ при участии Главного управления сельского хозяйства администрации края разработана серьезная деловая программа. Это новый проект, который мы выводим на рынок. В сентябре в рамках праздничных мероприятий, посвященных 70-летнему юбилею Алтайского края, пройдет «Праздник сыра». В прошлом году он являлся составной частью традиционной и крупнейшей агропромышленной выставки Сибири «Алтайская Нива» и получил хорошие отзывы. В этом году это будет самостоятельная выставка, причем международного уровня. - Сейчас много говорится о формировании позитивного образа, имиджа Алтайского края в России и за ее пределами… - У нас появилась обширная программа представления края за его пределами. Мы к ней долго шли, ведь раньше мы так активно не участвовали в выставках, как участвуем сейчас. В этом году мы приняли участие в международной туристической выставке в Берлине ITB, а это ведущая европейская специализированная выставка. В главной российской выставке по туризму «Интурмаркет». Выставка по недвижимости в Каннах. Санкт-Петербургский экономический форум. Выставка по малому бизнесу в Москве. Всего пять-шесть крупных проектов, где мы представляли край. Такого раньше никогда не было. Делали один-два проекта, связанных с выездными миссиями. А ведь это и продвижение алтайских товаров за пределы края, и формирование положительного имиджа региона, и привлечение в него инвестиций. Это, убежден, совершенно правильное направление. - Вы коснулись инвестиционной темы. В чем, по вашему мнению как руководителя крупной выставочной компании, проблемы привлечения в край крупных капиталовложений, серьезных инвесторов? - Надо ответить себе на один важный вопрос: когда инвесторы идут в регион? Одним из условий априори является наличие благоприятного инвестиционного климата, соответствующего законодательства и т.д. Это бесспорно! Однако надо учитывать и то, что инвесторов не заманишь в те регионы, где нет развитой инфраструктуры – офисов, гостиниц, проката автомобилей, аэропортов, современных бизнес-центров и т.д. и т.п. Ведь инвестор привык жить в своем комфортном, обжитом мире, где все налажено, где ему все понятно. У него нет желания жертвовать всем этим ради лишений, неудобств и дискомфорта. Пусть даже речь идет о громадных доходах! Досужие разговоры о том, что бизнес пойдет хоть куда, только бы получить баснословную прибыль, считаю мифом. Поэтому инвесторы и оседают в Москве, Питере, других мегаполисах с развитой деловой структурой. Не может регион претендовать на серьезные инвестиционные проекты, если он не обеспокоен созданием такой инфраструктуры. Возьмем ОЭЗ туристско-рекреационную зону. Понятно, в каких границах она расположится, как будут осваиваться бюджетные средства на ее создание и развитие. Однако это не все деньги, которые регион рассчитывает привлечь и освоить. Между тем, чтобы привлечь частные инвестиции на создание «туристической зоны», регион должен создавать деловую инфраструктуру для них. От этого никуда не деться! Нельзя ограничивать интересы нашего региона только теми весьма ограниченными по площади территориям, на которых планируется создавать туристическую и игорную зоны. К сожалению, сегодня Алтайский край не может принять и обеспечить работу конгресса с числом участников свыше 300 человек. Просто нет помещений! И это в то время, когда крупные форумы (к примеру, Санкт-Петербургский экономический) принимают по 3 тыс. человек. И желающих значительно больше, им приходится отказывать. А ведь это не просто стулья расставить. Это и квалифицированный перевод, и питание, и транспорт. Сегодня с помощью экономических форумов регионы – не только Москва и Питер, но и Иркутск (Байкальский форум), Кубань и даже Самара - начинают «заводить» к себе инвесторов. Там поняли, что это эффективный механизм привлечения инвестиций. - Наверное, проект строительства в Барнауле выставочно-когрессного комплекса «АТЛАС» как раз и мыслится как элемент такой инфраструктуры… - Его концепция разработана нами еще в 2000 году. И все эти годы работа над этим проектом не прекращалась, приходилось убеждать множество людей, в том числе и самых высокопоставленных, в необходимости реализации этого проекта. Сегодня мы, завершив все необходимые подготовительные работы, видим понимание со стороны органов исполнительной власти региона и рассчитываем на их поддержку. - Что будет представлять собой этот комплекс? - «АТЛАС» - это многофункциональный выставочно-конгрессный комплекс. В него входят 16-ти этажный отель, бизнес-центр с большим залом на 500 посадочных мест, оснащенный синхронным переводом и прочими современными атрибутами для работы. К нему будут примыкать комнаты для переговоров, конференц-залы поменьше. Два выставочных зала общей площадью 8,5 тыс. кв. метров. Многофункциональный спортивно-выставочно-концертный зал с трансформируемыми трибунами на 1 тыс. посадочных мест, что дает возможность проводить здесь концерты, спортивные соревнования и выставки. Все эти сооружения будут соединены единой двухэтажной галереей, где разместятся кафе, рестораны. Дальше - семейный развлекательный и торговый центры. Рядом расположится ярусная парковка, запроектированная как часть общего комплекса. Осуществление этого проекта как раз и повлечет за собой тот мультиэффект, когда он будет работать и на гостей края, города, и на их жителей.
Общая площадь земельного участка под строительство этих объектов – 5,8 га, а располагаться он будет в географическом центре Барнаула по ул. Антона Петрова. Иными словами, если четыре крайних точки города соединить между собой, то комплекс как раз и расположится на их пересечении. Кстати, по старому генплану Барнаула, который действует еще до сих пор, эта часть города должна формироваться как второй деловой центр. Это вполне вписывается в предлагаемую нами концепцию, вполне согласовывается с предлагаемым проектом. Однако может помешать тот факт, что городские власти отдают рядом расположенные участки под строительство жилья. Хотя земля должна выделяться под административные здания, гостиницы, под объекты деловой инфраструктуры. И здесь, на наш взгляд, может быть допущена большая, стратегическая ошибка, в результате которой столица края может лишиться своего второго делового центра. И это в то время, когда сложившийся деловой центр уже перенасыщен, строить современные офисные комплексы здесь уже не представляется возможным. Вообще-то это исторический центр города, который, так уж сложилось, вынужден выполнять функции Сити. Между тем, Барнаулу нужен настоящий, современный деловой центр, и он должен быть расположен, на наш взгляд, именно в географическом центре Барнаула, в пятнадцатиминутной удаленности от аэропорта и вокзала. Это самое идеальное место. - В какой стадии находится этот проект? - Уже произведен землеотвод, мастерской Фрайфельда из Санкт-Петербурга (той самой, которая проектировала здание Конгресс-центра, где сегодня проходит Санкт-Петербургский экономический форум) выполнен проект. Сейчас идут необходимые согласования, после чего они будут переданы на соответствующие экспертизы. Надеемся к концу лета получить разрешение на начало строительных работ. - Источники финансирования?.. - В ценах начала 2006 года, когда мы разрабатывали бизнес-план, проект оценивался в 890,3 млн. руб. Сегодня эта сумма близка к 1 млрд. руб. Выставочно-конгрессный центр мы выделили в отдельный проект, поскольку его окупаемость будет самой длительной, и сейчас предлагаем на софинансирование МЭРТ и администрации края. По примеру проектов, реализуемых МЭРТом в рамках федеральной программы поддержки предпринимательства. В Москву уже подана финансовая заявка, в которой мы доказываем, что возведение такого комплекса в Барнауле будет способствовать развитию инфраструктуры бизнеса, а значит, вполне вписывается «в тематику» МЭРТ. На уровне края есть полное понимание и поддержка, так что мы рассчитываем на успех. Хотя пока нашу заявку еще не рассматривали. Что же касается гостиницы, торгового центра, то для их строительство мы ищем частных инвесторов. И думаю, привлечь их вполне реально. Однако, убежден, начинать строительство надо с ключевого, базового объекта. Это принципиальный момент! По нашим расчетам, с начала финансирования и при стабильном поступлении средств строительство можно будет завершить в течение двух лет.
|